$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

НА ЗЕМЛЕ, В НЕБЕСАХ И НА ВОДЕ©

15.11.2013

В Беларуси разработана концепция Стратегии инновационного развития транспортного комплекса до 2030 г., сообщили «ЭГ» в Минтрансе.

Стратегия направлена на модернизацию транспортного комплекса, внедрение перспективных инновационных и инвестиционных проектов, позволяющих усовершенствовать транспортные услуги, расширить их перечень, оптимизировать инфраструктуру и стабилизировать работу транспортных предприятий, обеспечить безопасность транспортной деятельности. Цель cтратегии — формирование приоритетных направлений модернизации транспорта и его инфраструктуры на основе реализации перспективных инновационных и инвестиционных проектов, обеспечивающих снижение удельных затрат на перевозку грузов и пассажиров, увеличение скорости доставки грузов и пассажиров, повышение качества и безопасности предоставляемых услуг.

Оценивать эффект инновационного развития транспортного комплекса предлагается по таким показателями, как стоимость доставки единицы продукции и связанных с ней операций; финансовые потери, связанные с несвоевременной доставкой или авариями; cтепень удовлетворенности пассажиров временем поездки и комфортабельностью транспортных средств, удельные затраты на перевозку пассажира.

Для выполнения поставленных в стратегии задач планируется совершенствовать условия для развития экспорта транспортных услуг и их продвижения на внешние рынки, развивать инфраструктуру международных транспортных коридоров, обновить парк транспортных средств экономичной, надежной и соответствующей экологическим стандартам техникой. Также будет актуализирована система формирования тарифов на перевозку грузов, в т.ч. во внутриреспубликанском сообщении, на основе себестоимости, стоимости и с учетом международного опыта. Предлагается увеличить уровень в общем объеме перевозок контейнерных и пакетированных грузов, развить интермодальные перевозки. Транспортные затраты должны быть оптимизированы за счет использования преимуществ логистики и оптимального размещения ее инфраструктуры.

Предстоит определить оптимальную с точки зрения минимизации затрат и повышения прибыли структуру грузовых автотранспортных предприятий; при формировании парка транспортных средств уделить особое внимание специализированному транспорту; расширить применение комплексной информатизации автомобильных перевозок.

Запланировано расширить функциональные возможности автодорожной инфраструктуры, обеспечивающей эффективный пропуск транспортных потоков; совершенствовать систему содержания автомобильных дорог и мостов для обеспечения должного качества их обслуживания и безопасности движения; расширить сеть республиканских дорог по параметру 1 категории; развить придорожный сервис до уровня европейских стандартов.

Будет продолжена электрификация участков железной дороги; организованы пассажирские перевозки железнодорожным транспортом между городами — спутниками столицы, между Минском и Национальным аэропортом. Инфраструктура железнодорожных станций и участков будет расширена в полесском регионе.

Поставлена задача возродить региональные авиаперевозки; обновить и оптимизировать парк воздушных судов; расширить географию полетов и перечень услуг для транзитных пассажиров; модернизировать систему управления воздушным движением.

Развитие водного транспорта предполагает улучшение условий судоходства на внутренних водных путях, реконструкцию судоходных гидротехнических сооружений; обновление транспортного и технического флота. Одновременно предстоит модернизировать портовую инфраструктуру; развить международные перевозки грузов по Днепру между портами Беларуси и Украины. Запланировано внедрить новую погрузочно-разгрузочную технику в портах страны с учетом расширения номенклатуры переваливаемых грузов; реконструировать порты и судоходные гидротехнические сооружения, построить МГЭС для снижения затрат на содержание гидроузлов.

По расчетам специалистов Минтранса, снизить стоимость доставки единицы продукции и связанных с ней операций возможно посредством реконструкции автомобильных дорог с несущей способностью менее 11,5 т на одиночную ось транспортного средства на основе применения инновационных технологий и материалов. Этой же цели подчинена электрификация участков железной дороги (Гомель – Жлобин, Жлобин – Калинковичи, Молодечно – Гудогай – госграница, Жлобин – Могилев – Орша – Витебск, Заольша – Витебск – Полоцк – Бигосово), приграничных участков Гомель – Терюха – госграница, Калинковичи – Барбаров – госграница, Бигосово – госграница по согласованию с железнодорожными администрациями сопредельных государств.

Сократить потери, связанные с несвоевременной доставкой перевозимой продукции или авариями на дорогах, предлагается через создание и внедрение интеллектуальных транспортных систем, решающих задачи управления дорожным движением, мониторинга и управления работой всех видов транспорта. С этой же целью предстоит расширить функции автоматизированной системы диспетчерского управления и контроля за движением грузовых транспортных средств, которая обеспечивает возможность контроля и управления в режиме реального времени.

Должна появиться интегрированная система взаимодействия различных видов пассажирского транспорта, обеспечивающая автоматизацию процесса актуализации расписания движения автотранспорта при изменении графика работы железнодорожного, воздушного и водного сообщения.

Запланировано создание единой системы электронных проездных документов в городском пассажирском транспорте, чтобы сделать оплату удобнее, предложить другие стимулы для выбора времени и маршрута поездок. Инновационная новинка — проект «умная остановка»: пассажиры смогут получать информацию о времени прибытия транспорта, маршрутной сети, погоде, а также другую оперативную информацию на остановке общественного транспорта. Снизить удельные затраты на перевозку пассажиров должно внедрение системы маршрутного ориентирования в городах с населением численностью более 100 тыс. человек, а также на сети местных автомобильных дорог.

Ожидается, что реализация стратегии позволит обеспечить модернизацию транспортной инфраструктуры, удовлетворит потребность экономики в перевозке грузов и пассажиров, повысит эффективность функционирования транспортной отрасли, увеличит производительность труда и рентабельность организаций, снизит на 15% финансовые и материальные потери, связанные с несвоевременной доставкой перевозимой продукции или авариями на дорогах, увеличит объемы экспорта услуг.

Кирилл ПРУДНИКОВ