$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

НА ЗАГРАНИЦУ НАДЕЙСЯ...©

14.03.2014

Способ, которым белорусские власти собрались решить проблему доступности заемных ресурсов для малого и среднего бизнеса, выглядит не совсем понятно. По сути постановление Правления Нацбанка от 28.02.2014 № 116 «О мерах по обеспечению доступности кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства» (далее — постановление № 116) отсылает предпринимателей с их финансовыми проблемами к зарубежным кредитным организациям, как бы снимая ответственность с правительства. Что думают об этом представители бизнеса?

Александр КАЛИНИН, председатель БСП:

— Постановление № 116 в какой-то мере открывает возможности для валютного кредитования малого и среднего бизнеса, но существенного прорыва я не ожидаю. Это обусловлено тем, что источником здесь названы некие кредиты (займы), привлеченные на основании соглашений с международными и иностранными финансовыми и кредитными организациями.

Прежде всего не очень понятно, о каких организациях идет речь. Еще меньше ясности в том, почему таким решением проблемы валютного кредитования малого и среднего бизнеса в нашей стране преимущественно отдаются иностранным банкам. А почему нельзя привлечь для этих целей размещенные в наших банках средства валютных депозитов?

Сейчас фонды обязательных резервов банки формируют в белорусских рублях. Это существенно увеличивает для субъектов малого и среднего бизнеса стоимость кредитов, которая достигает 42–45% годовых. А по валютным кредитам она должна быть хотя бы не более 8–9%. При этом на тех условиях валютного кредитования, которые предусмотрены постановлением № 116, иностранные банки могут себе позволить ставки и меньше. Получается, что для них искусственно создаются условия для удешевления кредитов в иностранной валюте.

Считаю, что для реального расширения возможностей валютного кредитования малого и среднего бизнеса надо изменить подходы к формированию фондов обязательных резервов банков и разрешить кредитование субъектов предпринимательства малого и среднего бизнеса, используя в качестве источника для такого кредитования валютные депозиты.

Константин АЛЕХИН, финансовый аналитик:

— Само по себе постановление № 116 ничего инновационного не содержит и задач, заявленных в своем названии, не решает. Его нормы коснутся очень немногих, поскольку акцент там сделан именно на производственные предприятия. Тогда кому и зачем оно понадобилось?

Сегодня ряд банков сотрудничает с Европейским банком реконструкции и развития, Евразийским банком развития и другими финансовыми институтами в рамках программ поддержки и развития МСБ, по которым выдаются кредиты в валюте. В банках даже есть отдельные структурные единицы, которые только этими вопросами и занимаются. Кроме того, почти все банки с иностранным капиталом имеют внушительные кредитные линии материнских компаний, что также попадает под действие постановления № 116.

Ничего нового нет и в механизме: получив кредит в валюте, субъект хозяйствования продавал ее на бирже, чтобы рассчитаться с контрагентами — резидентами РБ, а потом, получив выручку в рублях, возвращался на биржу, чтобы купить еще больше валюты (основной долг + проценты) по более высокому курсу для погашения кредита. И все равно это значительно выгоднее, чем кредитоваться в рублях.

С другой стороны, едва ли предприятия МСБ, указанные в постановлении № 116, самостоятельно смогут найти иностранную финансовую организацию, готовую прокредитовать в валюте сомнительного заемщика в высокорисковой стране. Разве что такая перспектива заинтересует некоторые российские финкомпании, имеющие опыт работы в схожих условиях и определенные деловые связи с партнерами из Беларуси.

Тем не менее постановление № 116 делает некоторые уступки после категорических ограничений, направленных на сдерживание валютного кредитования. Так что разрешительная функция здесь есть. Кроме того, подчеркивается позиция государства — приоритетность производственных компаний и «второсортность» торговых и посреднических. Впрочем, с последними и так давно и не особо успешно борются на разных уровнях.