Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
24.07.2009 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

На выучке у кризиса

Генеральный директор ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» Лоран АРИНИЧ:От глобального кризиса, который является мощным механизмом перераспределения доходов и собственности, пощады ждать не приходится. Куда плодотворнее воспринимать его как...

Генеральный директор ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» Лоран АРИНИЧ:

От глобального кризиса, который является мощным механизмом перераспределения доходов и собственности, пощады ждать не приходится. Куда плодотворнее воспринимать его как новую реальность в бизнесе, к которой предприятию надо не просто приспособиться, но и с помощью арсенала эффективных инструментов успешно преодолеть трудный период. Любому субъекту хозяйствования, чтобы остаться на рынке, предстоит избавиться от многих привычных вещей.

Чтобы не скатиться в долговую яму

Отечественная деревообработка — одна из тех отраслей, которые наиболее пострадали с приходом кризиса. За I полугодие объемы производства упали здесь почти на четверть в сравнении с таким же периодом прошлого года. Есть потери и у холдинговой компании «Пинскдрев». Объем промышленного производства к январю-июню минувшего года уменьшился на 1,8%. Но главное — почти вдвое сократилась выручка, а запасы готовой продукции на складах увеличились до 95% к среднемесячному объему производства.

Наша компания столкнулась с серьезным ухудшением конъюнктуры в начале нынешнего года. Около 70% продукции поставлялось за границу, в основном в Россию. Но в январе экспорт туда сократился более чем вдвое, а с февраля значительно уменьшились продажи и в Беларуси. Существенно возросла дебиторская задолженность. Мы все еще не можем вернуть деньги за поставленную продукцию в прошлом году. Хотя в заказах по-прежнему недостатка нет. Однако без оплаты изготовленную продукцию мы уже не отгружаем, что также во многом поспособствовало увеличению ее остатков на складах. Наряду с резко подскочившими ставками по банковским кредитам, ростом дебиторской и кредиторской задолженности, ощутимое снижение выручки привело к дефициту оборотных средств.

Чтобы не скатиться в долговую яму, пришлось срочно разрабатывать и жестко реализовывать программу оздоровления компании на 2009-2010 гг., включающую маркетинговую, производственно-экономическую, финансовую и кадровую стратегии.

Найти покупателя

Про сбыт мы никогда не забывали. Но все же в пору недавнего процветания львиная доля трудозатрат направлялась менеджментом компании на организацию изготовления продукции. Сейчас, согласно новой маркетинговой стратегии, не меньше усилий уже тратится на поиск платежеспособных заказчиков, диверсификацию рынков и основных каналов продаж. Ситуация складывается так, что вскоре уже именно на поиске работы под заказ и организации гарантированных продаж, а также на формировании спроса будут сосредоточены основные усилия менеджмента компании. Что, кстати, нормальная мировая практика.

Проводится постоянный мониторинг рынка, детальный анализ информации об изменяющихся потребительских предпочтениях, структуре спроса, сезонных тенденциях. Этот анализ и диктует производственную программу. Мы решительно отказываемся от выпуска товаров, имеющих медленный оборот, нестабильный или падающий спрос, нулевую или минусовую рентабельность. Постоянно напоминаем о себе на рынках и в информационном пространстве, в связи с чем усилили и обновили рекламу в Интернете и СМИ.

Особая ставка сделана на оптимизацию системы продаж и проведение гибкой ценовой политики. Сейчас, к примеру, на внутреннем рынке до конца лета проходит акция под названием «Мебельная лихорадка». С предоставлением скидок на мягкую и корпусную мебель до 25%, розыгрышем среди покупателей дорогих подарков, в т.ч. автомобилей. До 1 сентября нашу продукцию можно приобрести и в беспроцентный кредит сроком до года, оплатив предварительно 30% ее стоимости. Конечно, при этом компании приходится самой брать кредиты под высокие банковские проценты, чтобы обеспечить производственный процесс. Но это предпочтительнее, чем копить неликвиды и терять рынки.

Лето — не лучшее время в торговле мебелью. Однако в этом году Пинскдреву удается избежать сезонного спада продаж и добиться увеличения объемов товарооборота на внутреннем рынке. С целью стимулирования экспорта для оптовых покупателей за рубежом введены дополнительные скидки.

И заказчики находятся. Недавно принимали бизнесменов из Великобритании, которые хотят закупить партию нашей продукции. Пытаемся наладить ее сбыт в Ливии и ЮАР — в дополнение к 32 странам мира, где она уже продается.

Смена принципа

Производственно-экономическая стратегия Пинскдрева предполагает формирование производственной программы исключительно в соответствии со спросом, что, в свою очередь, диктует потребность увеличения сейчас доли продукции нижнего и среднего ценового диапазона. Она уже составляет около 30% от общего выпуска мебели. К тому же и в целом реалии кризиса сменили принцип нашей деятельности. Раньше мы стремились не столько меньше тратить, сколько больше зарабатывать.

Сейчас прежде всего обратили внимание на те узкие места, где возможен брак. Для этого пришлось реформировать службу контроля качества. Все снабжение сырьем и материалами ведем «с колес», не создавая запасов на складах. Это, конечно, во многом вынужденный шаг, связанный с дефицитом оборотных средств, но он здорово подтягивает логистику на предприятии. Следим за эффективной загрузкой производственных мощностей. Пересматриваем и при необходимости изменяем нормативы материальных и трудовых затрат строго в соответствии с технологией производства. Ну и, естественно, ввели жесткий режим экономии всего — топливно-энергетических ресурсов, ГСМ, сырья и материалов… Налаживаем рациональное использование отходов производства, внедряем ресурсосберегающие технологии.

В финансовой сфере проанализированы денежные потоки, скорректированы финпланы с учетом снижения объемов экспорта, удорожания кредитных ресурсов и имеющихся трудностей с их получением. Идет постоянный поиск вариантов реструктуризации долговых обязательств, снижения зависимости от займов. Ежедневно проводятся переговоры с дебиторами, при которых нередко находятся варианты если не полного, то частичного еженедельного расчета. С некоторыми кредиторами удается расплатиться готовой продукцией, что выгодно компании.

Пришлось свернуть до лучших времен некоторые планы инвестирования, выделив при этом наиболее приоритетные программы техразвития и первоочередные стройобъекты. Сейчас ресурсы концентрируются на приобретении и вводе в эксплуатацию первой очереди энергокомплекса на древесных отходах стоимостью 3,2 млн. EUR и сроком окупаемости примерно в 4 года. В качестве источника финансирования предполагается привлечение кредита ЕБРР. Также крайне важно приобрести оборудование для изготовления матрацев, на что планируется выделить 380 тыс. EUR. Средства небольшие, но с их помощью можно наладить выпуск необходимого комплектующего для спальной мебели.

Новые задачи нередко требуют новых управленцев. На Пинскдреве сейчас производится замещение неэффективных руководителей более профессиональными менеджерами, реструктурируются производственные и сбытовые подразделения с выделением новых центров ответственности.

Сейчас мы на выучке у кризиса. Это жесткий, но эффективный учитель. Кризис пройдет, а выучка останется.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by