$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнение специалиста

НА ТРУДОВОМ ФРОНТЕ-©

26.11.2013

в ожидании перемен

На одном из ближайших заседаний Палаты представителей планируется принять во втором чтении проект закона «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь».
О наиболее важных поправках, затрагивающих интересы работников, трудовых коллективов и нанимателей, рассказывает заместитель председателя Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Лариса БОГДАНОВИЧ.

Доработка поправок в ТК ведется с учетом положений других законопроектов, находящихся на рассмотрении в Палате представителей, предложений, поступивших от специалистов по трудовому праву, профсоюзов, депутатов Палаты представителей.

Одним из самых ожидаемых новшеств оказалась отмена обязательности заполнения командировочных удостоверений, за исключением тех случаев, когда оно является документом, гарантирующим дополнительные права определенным категориям работников (сотрудники системы МВД, КГБ, прокуратуры и др.). Во многих государствах такой документ вообще не предусмотрен, и нам также пора привыкать к тому, что важна не сама командировка, а полученный результат. Тем более что во многих случаях факт поездки можно подтвердить билетами, чеками из гостиницы, штампом в паспорте о пересечении границы и т.д. Но в любом случае решение об отмене или сохранении командировочного удостоверения будет принимать наниматель.

В новой редакции ст. 185 ТК закрепляется возможность передачи права на отпуск по уходу за ребенком работающему отцу или другому родственнику вместо матери — индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, адвоката, творческого работника, ремесленника, а также тех, кто осуществляет деятельность в сфере агротуризма. Сегодня для этих категорий граждан не предусмотрено такого «делегирования».

Предлагаемые изменения в ст. 48 ТК исключают правовую неопределенность в части компенсационной выплаты работнику при расторжении трудового договора или контракта в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора. Уточняется, что в таком случае работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка, за исключением работников, которым актами законодательства установлена выплата минимальной компенсации в размере 3 среднемесячных заработных плат за расторжение срочного трудового договора из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения его условий по вине нанимателя.

Вводится дополнительное основание прекращения трудового договора с государственными должностными лицами, которые отказались подписать письменное обязательство по соблюдению предусмотренных Законом от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией» ограничений или же нарушили такое обязательство.

Новая глава 261, регулирующая трудовые отношения в профессиональном спорте, разработана по инициативе председателей ряда спортивных федераций с учетом российского опыта. Здесь сохранены подходы, предусмотренные в также находящемся в Палате представителей проекте закона «О физической культуре и спорте». Глава включает 12 статей и регулирует вопросы заключения, расторжения и сроки действия трудовых договоров со спортсменами и тренерами, основания временного перевода спортсменов от одного нанимателя к другому и др.

Следует обратить внимание, что трудовые отношения в профессиональном спорте ориентированы на результаты, спортивные достижения, как со стороны спортсмена, так и со стороны тренера. Так, ст. 31411 помимо общих оснований прекращения трудового договора, предусмотренных ТК, предлагаются дополнительные — такие, как спортивная дисквалификация, использование допинга, недостижение определенных спортивных результатов при условии, что они предусматривались трудовым договором и спортсмену для этого нанимателем были созданы необходимые условия.

Важным является закрепление на законодательном уровне обязательности и порядка прохождения спортсменами периодических (не реже одного раза в год, спортсменами моложе 18 лет — не реже одного раза в 6 месяцев), внеочередных (при ухудшении состояния здоровья) и предварительных (до заключения трудового договора) медицинских осмотров.

Урегулированы особенности труда женщин-спортсменов и спортсменов моложе 18 лет в части снятия ограничений, установленных ТК, по предельным нормам подъема и перемещения тяжестей вручную, если это предусмотрено планом подготовки к соревнованиям и не запрещено по состоянию здоровья. Кроме того, допускается привлечение спортсменов моложе 18 лет к сверхурочным работам, работе в ночное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни с их письменного согласия, а в возрасте от 14 до 16 лет — с письменного согласия одного из родителей.

Также предусматривается возможность закрепления в трудовом договоре по соглашению сторон обязанности спортсмена, тренера выплатить нанимателю денежную компенсацию в случае расторжения трудового договора по инициативе нанимателя при наличии вины спортсмена, тренера. Размер денежной компенсации и порядок ее выплаты будет определяться трудовым договором. Одновременно ст. 31410 предусматриваются дополнительные гарантии и компенсации спортсменам, тренерам, установленные коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами и иными локальными нормативно-правовыми актами (например, обеспечение проведения восстановительных мероприятий в целях укрепления здоровья спортсмена, выплата дополнительных компенсаций в связи с переездом на работу в другую местность, предоставление за счет нанимателя во время участия в спортивных соревнованиях питания, социально-бытового обслуживания, компенсации транспортных расходов).

В части усиления гибкости регулирования трудовых отношений изменения, прежде всего, обеспечивают гарантии работников и устанавливают ограничения для нанимателей.

Гибкие формы занятости (сезонные работы, неполное рабочее время, работа по совместительству, надомный труд) являются эффективным инструментом регулирования занятости, оптимизации численности работников, и, в конечном итоге, повышения производительности труда. Конкретизируются и вносятся изменения и дополнения во все формы занятости, предусмотренные ТК. Так, действующее законодательство определяет надомный труд как работу только на дому. Вместе с тем Конвенция МОТ от 20.06.1996 № 177 «О надомном труде» предусматривает, что работы могут выполняться и в других помещениях (но не в производственных помещениях работодателя), за вознаграждение и независимо от того, кто предоставляет оборудование, материалы или другие используемые ресурсы. В целях расширения возможностей по организации надомного труда вносятся изменения и дополнения в ст. 304 ТК, предусматривающие возможность использования работником-надомником своих материалов, оборудования, инструментов, механизмов и выполнения работы не по месту своего жительства, а в иных помещениях.

Таким образом, после вступления поправок в ТК в силу «надомники» не обязательно должны будут работать по месту жительства на оборудовании и с материалами работодателя. Эти изменения могут затронуть интересы фрилансеров, которые работают удаленно на ИТ-компании, занимаются дизайном, выполняют другие заказы.

Вносятся поправки в ч. 1 ст. 255 ТК, которая предусматривает ограничение работы по совместительству для руководителей организаций. В отличие от действующей нормы такое ограничение сохраняется только для руководителей госорганизаций, а также руководителей негосударственных организаций, в уставном фонде которых доля госсобственности составляет не менее 50%. Также уточняются иные положения ТК, касающиеся трудовых отношений при работе по совместительству, что позволит человеку работать на нескольких работах, в выходные дни, в отпуске при вынужденном простое предприятия.

Исключена ст. 316 ТК, регулирующая условия труда работников строительно-монтажных организаций, которая определяла продолжительность ежедневной работы не более 10 часов при суммированном учете рабочего времени, в то время как ст. 126 ТК при тех же условиях устанавливает 12 часов. Изменения позволят обеспечить общие подходы к применению суммированного учета рабочего времени.

Предусматривается упрощение для нанимателя процедуры согласования с работником очередности предоставления трудовых отпусков. В частности, их график подлежит согласованию с профсоюзом, если это предусмотрено коллективным договором, при составлении графика наниматель учитывает мнение работника о времени его ухода в отпуск, если это не препятствует нормальной деятельности организации, а также реализации права на отпуск других работников.

Безусловно ожидаемы изменения, которые вносятся с учетом практики применения норм ТК. Так, корректировка ст.ст. 42, 43, 48, 76, 100, 240, 268 и 339 ТК позволит распространить правила расторжения трудового договора, применяемые при ликвидации организации, в т.ч. и на случаи прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности.

Новая редакция ст. 69 ТК устанавливает более прозрачный механизм компенсации за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни. В частности, размер доплаты за указанное время не может быть ниже сдельных расценок, окладов, конкретных размеров, определенных трудовым договором или локальным нормативным правовым актом, а для бюджетников — ниже установленных правительством.

Ряд уточнений касается предоставления отпусков по уходу за ребенком, дополнительного свободного от работы дня, выходных пособий, прохождения медосмотров. С учетом положений законопроекта о донорстве крови и ее компонентов, над которым в настоящее время работает депутатский корпус, вносятся изменения в статьи, регулирующие трудовые отношения с донорами.

Согласно новой редакции ч. 3 ст. 268 ТК не допускается расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до 3 лет, кроме случаев ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенных в другой местности, прекращения деятельности ИП, а также по основаниям, предусмотренным п.п. 4, 5, 7–9 ст. 42 и ст. 47 ТК. Также нельзя уволить по инициативе нанимателя одиноких матерей, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов — до 18 лет), кроме случаев ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенных в другой местности, прекращения деятельности ИП, а также по основаниям, предусмотренным п.п. 2, 4, 5, 7–9 ст. 42 и ст. 47 ТК.

Законопроект после принятия его во втором чтении должен быть еще одобрен Советом Республики и подписан Президентом. Поскольку закон вступает в силу через 6 месяцев после официального опубликования, то вполне вероятно, что во второй половине следующего года мы начнем работать по новым нормам.