$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

НА СВЯЗИ - КОНКУРЕНЦИЯ©

08.07.2014

 

монополия не слышит

Главной задачей государственного регулирования в экономике должно стать обеспечение конкуренции и получение максимального эффекта для всего общества. В частности, на рынке телекоммуникаций государство должно создать условия для добросовестной конкуренции, заявил председатель правления ассоциации «Белинфоком» Андрей Нарейко в ходе круглого стола «О развитии телекоммуникационного рынка», организованного при участии депутатов Палаты представителей Национального собрания.

Первым вопросом на пути к такой цели является правомерность отнесения услуг электросвязи общего пользования к сфере естественных монополий. Вряд ли отсутствие здесь конкуренции способствует удовлетворению спроса. Поэтому участники рынка (за исключением, разумеется, государственных монополистов) ратуют за изменение Закона от 16.12.2002 № 162-З «О естественных монополиях». Впрочем, правки в этот документ уже приняты недавно парламентом. Однако они направлены на приведение Закона в соответствие с Соглашением о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий от 9.12.2010 г. и не предполагают изменения состава субъектов монополий.

Отчасти помочь решению проблемы могло бы усовершенствование Закона от 19.07.2005 № 45-З «Об электросвязи». Но и здесь правки сулят больше рисков, чем усиления конкуренции. Так, в новой редакции ст. 32 только что принятого Закона «О внесении дополнений и изменений в Закон «Об электросвязи» говорится, что действие разрешения на право использования радиочастотного спектра, полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот, может быть прекращено при получении от радиочастотных служб сведений о неэффективном использовании радиочастотного спектра, определенном в порядке, установленном Совмином. Напомним здесь, что за выделение частотного ресурса оператор платит миллионы евро. Но в случае прекращения действия разрешения в порядке, предусмотренном законом, не предполагается ни возврат средств, ни возможность возобновления при исправлении нарушения (для чего не названы какие-либо сроки). Такой подход вряд ли добавит инвестиционной привлекательности отечественному сектору ИКТ, которая и без того оставляет желать лучшего, считает А.Нарейко. За прошлый год инвестиции в основной капитал операторов сотовой подвижной связи уменьшился на 2,6%. А по итогам 2014 г. все прогнозируют дальнейшее уменьшение вложений.

Перейти от монополизма к конкуренции в отрасли невозможно без либерализации правил присоединения и взаимодействия сетей электросвязи при оказании услуг местной и дальней связи. Для этого нужно позволить взаимодействие сетей электросвязи, присоединенных к сети общего пользования непосредственно напрямую, а не через сеть национального оператора, как установлено в ст.38 Закона № 45-З сейчас. Ассоциация «Белинфоком» призывает открыть для конкуренции рынок международной связи, наделив альтернативных операторов правом оказания услуг дальней связи на тех же условиях, которые установлены для нынешнего оператора. Кроме того, частные ИКТ-компании заинтересованы в недискриминационном доступе к инфраструктуре кабельной канализации, ее наполнению и утилизации без навязывания условий по реконструкции и модернизации без очевидной необходимости. Это требует урегулирования имущественных отношений между операторами электросвязи и собственниками технологических сооружений и другого имущества, используемого для строительства сетей. Нужно также установить единый порядок сдачи в аренду кабельной (телефонной) канализации, основанный на принципах недискриминационности и равнодоступности, в т.ч. в отношении формирования тарифов на аренду кабельной (телефонной) канализации, а действующий норматив предела ее заполняемости пора повысить до 75%.

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ идет активная консолидация телекоммуникаций с IT-отраслью. Поэтому актуальным становится введение в отрасли принципа технологически нейтрального регулирования, исключающее ограничения на использование технологий. При этом следует перейти от лицензирования конкретных услуг и технологий электросвязи к унифицированному лицензированию — без привязки к конкретным технологиям и стандартам. Дело в том, что операторам крайне важно обеспечить в своих сетях доступ к современным услугам связи. Однако они, во-первых, не вправе использовать свой частотный ресурс, высвобождаемый при отказе от устаревшего стандарта связи, для перехода на новые технологии. Во-вторых, в отрасли практически запрещено использование новейших технологий. Не допускается переуступка права пользования радиочастотного спектра (РЧС), исключена даже теоретическая возможность его аренды даже по решению Госкомиссии. Кроме того, остаются бюрократические барьеры на пути применения маломощных репитеров (РЭС), способствующих улучшению качества связи. По всем этим позициям переговоры с государственными регуляторами пока не принесли успеха.

Также не удается снять завесу секретности с практики использования резерва универсального обслуживания, который формируется с 2007 г. за счет отчисления взносов компаний в размере 1,5% доходов от оказания услуг. Это немалые деньги, а их целевое применение непрозрачно.

Еще одна проблема — ценообразование. Минэкономики регулирует тарифы на универсальную услугу электросвязи по предоставлению доступа к местной телефонной сети, как для операторов, предоставляющих такие услуги, так и для тех, кто предоставляет доступ к стационарной местной телефонной сети. В результате, независимо от того, за счет каких средств велось строительство инфраструктуры — из средств упомянутого резерва, собственных или заемных, оператор не имеет возможности самостоятельно определить стоимость такой услуги. А тариф, устанавливаемый Минэкономики, не покрывает расходов, не говоря уже о получении коммерческой выгоды. В результате процветает пагубная практика перекрестного субсидирования, тормозящая развитие других секторов услуг. Ассоциация «Белинфоком» предложила сделать средства резерва доступными для всех его доноров, а процедуры использования — прозрачными.

Остается дождаться, когда пожелания участников рынка будут услышаны.

Оксана КУЗНЕЦОВА
 
 
 
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Оперативно-аналитический центр при Президенте Беларуси считает необходимым принять срочные и эффективные действия по предотвращению недобросовестной конкуренции на рынке услуг электросвязи, заявил заместитель начальника отдела ОАЦ Сергей Прокопов.

При разработке мер, направленных на развитие конкуренции на телекоммуникационном рынке, мы исходим из необходимости создания условий для реальной, а не декларативной конкуренции как первостепенной задачи, — отметил С.Прокопов. — Поэтому в соответствии с Указом от 13.12.2013 № 556 реализуется инвестпроект «Создание и эксплуатация объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры с использованием новейших телекоммуникационных технологий и технологий обработки данных». Он предусматривает проектирование, строительство, оснащение и ввод в эксплуатацию: опорной сети передачи данных, республиканского центра обработки данных, единой сети LTE в Минске, Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве, иных населенных пунктах с численностью не менее 50 тыс. человек. Так, 2 июля введена в эксплуатацию опорная сеть передачи данных.

Одна из основных задач связистов — предотвращение фрода, т.е. передачи трафика по сетям электросвязи в обход установленного законодательством порядка и официальных тарифов. Это — одна из форм недобросовестной конкуренции, поскольку операторы электросвязи оказываются в неравном положении с нарушителями. Явление это достаточно массовое: по итогам изучения, проведенного на базе РУП «Национальный центр обмена трафиком» в ноябре 2013 г. – марте 2014 г., 71% проверочных вызовов на сети белорусских операторов электросвязи, включая сотовых, относится к фроду.

Основным инструментом незаконной терминации трафика является IP-телефония. Так, в феврале т.г. в Беларуси серверами (многие из которых расположены за рубежом) и клиентами IP-телефонии использовалось около 24 тыс. уникальных IP-адресов, c которых зафиксировано примерно 800 тыс. международных телефонных вызовов. Кроме того, такие серверы используются для оказания телематических услуг (в т.ч. за рубежом), удешевления корпоративной связи (в т.ч. международной) и звонков абонентов за счет использования иностранных сервисов (sipout.net, zadarma.com, comfi.com и др.). Предоставление этих услуг осуществляется без лицензии и, следовательно, противозаконно, а объем неполученных доходов от подобных действий может составлять десятки миллионов долларов в год.