Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Интеграция
11.05.2004 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

На страже общего бюджета тощего

Значительная часть средств союзного бюджета за 2002г. использована не по назначению, а многие союзные программы неэффективны. Об этом заявили 30 апреля руководители контрольных ведомств Беларуси и России. ..

Значительная часть средств союзного бюджета за 2002г. использована не по назначению, а многие союзные программы неэффективны. Об этом заявили 30 апреля руководители контрольных ведомств Беларуси и России. Однако в минском представительстве Постоянного комитета Союзного государства имеют иное на этот счет мнение.

"Интересное и эффективное" совместное заседание коллегий Комитета государственного контроля РБ и Счетной палаты РФ прошло под руководством председателя Комитета госконтроля Анатолия Тозика и председателя Счетной палаты Сергея Степашина. Главные контролеры отметили, что исполнение союзного бюджета было проверено уже в третий раз.

"По выводам, которые мы делаем, можно сказать, что дисциплина наводится и количество нецелевых средств сокращается, хотя мы снова выявили более 300 млн. RUВ нецелевого использования средств", -- сообщил журналистам после заседания С. Степашин. Впрочем немного позже он заметил, что обыкновенно после совместных проверок и анализа исполнения бюджета "следующий бюджет принимается, как будто нашей работы и не было". В связи с этим, подчеркнул он, на сей раз, контролеры "впервые подошли к этой проблеме по-серьезному", т.е. поставили вопрос о том, "насколько вообще эффективны те программы, которые сегодня финансируются за счет союзного бюджета". Ответ на этот вопрос, по словам С. Степашина, не утешителен.

Среди основных проблем, на которые контролирующие органы выходят из года в год, председатель Счетной палаты назвал "нормативные дыры" -- несогласованность российского и белорусского законодательства: "Давайте говорить откровенно: пока Россия и Беларусь живут, особенно в области экономики, по разным законам. Стыковка идет очень тяжело". Анатолий Тозик в свою очередь отметил, что в результате отсутствия необходимой нормативной базы получается, что "в ряде случаев вроде и никто ничего не нарушил, а деньги использованы неэффективно". Но такой вывод не помешал контролерам добиваться "наказания соответствующих ведомств рублем". Так, представители органов контроля считают необходимым принять меры по изъятию 300 тыс. RUВ, использованных в 2002г. "не по назначению" и направлению этих средств в бюджет союзного государства.

Вместе с тем заместитель руководителя представительства Постоянного комитета Союзного государства Павел Куземчак считает, что как такового "нецелевого использования" бюджетных средств нет. Причем, по его мнению, все разбирательства, последовавшие после предыдущих проверок, этот факт подтверждают. Проблемы же с "назначением" союзных денег заместитель объяснил сложностью и длительностью процесса согласования любых изменений и коррективов, неизбежно возникающих в программах, которые принимаются на несколько лет вперед. "Нецелевое использование -- это то, которое выходит за пределы общего запланированного финансирования, т.е. строительство объектов, не предусмотренных программой. А за эти пределы никто не вышел. Все деньги пошли по назначению. Было разве что несвоевременное согласование изменений в программе", -- прокомментировал нарушения программ развития таможенной инфраструктуры П. Куземчак, заметив, что процесс согласования коррективов порой доходит до полугода (необходимо согласие союзного Совмина, таможенных комитетов, министерств экономики и финансов обоих государств). При этом "пробить" необходимые изменения часто не удается. Другой заместитель руководителя Постоянного комитета Анатолий Комисарчук, кроме того, назвал и ряд прочих "объективных" причин, уменьшающих эффективность программ: отсутствие механизма индексации затрат, компенсирующего снижение утвержденной суммы финансирования из-за инфляции, небольшой объем и постоянное недофинансирование союзного бюджета, а следовательно, и самих программ. Поэтому выявление органами контроля факта неполучения минским филиалом Московского государственного социального университета 1,2 млн. RUВ в 2001--2003гг. он назвал объяснимым и совершенно естественным в такой ситуации явлением.

По этой же причине не должно удивлять и отсутствие 100-процентного исполнения других программ. Ведь по материалам совместной проверки фактические доходы бюджета Союзного государства в 2002г. составили 2,253 млрд. RUВ, или 85,3% от запланированного показателя (Россия выполнила обязательства по отчислениям на 99,4%, Беларусь -- на 57,1%).

Общий бюджет страдает и от того, что промышленные предприятия, участвующие в программах, часто не в состоянии вернуть льготные кредиты. Прежде всего эта проблема касается программ "Развитие дизельного автомобилестроения", "Союзный телевизор", "Развитие швейного машиностроения". С другой стороны, намерение закрепить законодательно участие союзной собственности в программах (что создаст основу для получения части вырученных в ходе их реализации средств союзным бюджетом) еще дальше уведет участников программ от гарантий, условий и требований рынка.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by