Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Факты, комментарии
22.09.2009 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

На старых колесах далеко не уедешь

Автотранспортные компании республики сократили закупки новой техники до абсолютного исторического минимума: с начала года приобретено всего 15 тягачей. Для сравнения: за 2008 г. парк пополнился 1302 автомобилями. Об этом корреспон...

Автотранспортные компании республики сократили закупки новой техники до абсолютного исторического минимума: с начала года приобретено всего 15 тягачей. Для сравнения: за 2008 г. парк пополнился 1302 автомобилями. Об этом корреспонденту «ЭГ» сообщил председатель Ассоциации «БАМАП» Николай БОРОВОЙ.

Автомобили и полуприцепы приобретались в расчете на обслуживание быстро растущего экспорта транспортных услуг (620 млн. USD валютной выручки в 2008 г.). Для этих целей широко использовались прямые банковские кредиты и услуги лизинговых компаний, несмотря на достаточно жесткие условия предоставления займов. Так, нормативный срок амортизации магистрального грузовика составляет около 8 лет, в то время как кредитные договоры обычно оформлялись на 3 года. В условиях падения международного фрахта примерно на 30% и тарифов на 50% данное обстоятельство резко обострило положение с выполнением перевозчиками ранее принятых финансовых обязательств.

Тем не менее, по словам Н.Борового, массового изъятия залогового имущества (машин и прицепов) в Беларуси удалось избежать. В результате серии переговоров с участием представителей БАМАП, Минтранса, Совмина и других заинтересованных структур были найдены инструменты для оздоровления ситуации. В частности, Нацбанк в апреле направил коммерческим банкам письмо, в котором рекомендовал пролонгировать договора с перевозчиками и провести реструктуризацию их задолженности.

Кроме того, в пользу принятия компромиссных решений говорил негативный опыт России и Украины. Начиная с ноября-декабря минувшего года лизингодатели в этих странах слишком строго следовали букве заключенных договоров и начали изымать залоговую технику. Машины выставлялись на повторную продажу, но не находили покупателей — даже после снижения стартовой цены на 50% и более.

Кстати, в этот период на белорусском рынке также складывалась крайне нервозная обстановка, нередко доходило до демаршей. Руководитель одной из компаний после безуспешных попыток добиться отсрочки платежа пригрозил запарковать свои тягачи на служебной стоянке банка. К счастью, подобные сценарии в нашей республике остались исключением из правил.

Финансовый сектор быстро осознал, что ликвидность залоговой техники в условиях кризиса крайне невысока, и пошел на уступки. Транспортники, со своей стороны, резко повысили активность. В июле объем валютной выручки не только достиг уровня аналогичного периода 2008 г., но и превысил его на 1,2% (на протяжении предыдущих 6 месяцев падение составляло около 30-40%). Осваиваются новые направления перевозок. Количество поездок в Армению выросло в 12,4 раза, в Иран — в 1,9 раза, Болгарию — 1,8 раза.

В БАМАП отмечают, что первые признаки стабилизации во многом обусловлены тем, что отрасль сохранила транспорт и квалифицированный персонал. «В самом ближайшем будущем этот резерв должен сыграть роль «стартового ускорителя» на фоне все более явных признаков оживления мировой экономики», — подчеркнул Н.Боровой.

Владислав ПЛАТУН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by