$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

На рыночные реформы ориентирует МВФ

07.09.2007

Эксперты МВФ полагают, что изменение условий торговли в 2007 г. требует корректировки экономической политики, включая ужесточение политики заработной платы. Также они рекомендуют правительству проводить рыночно ориентированные реформы, снижающие степень вмешательства государства в экономику.

Совет директоров МВФ завершил консультации с РБ по статье IV, согласно которой МВФ ежегодно проводит двусторонние переговоры со странами-членами, сообщили «ЭГ» в белорусском представительстве Фонда.

Эксперты Фонда констатируют, что в течение нескольких последних лет централизованная экономика Беларуси росла быстрыми темпами. Государство перераспределяло большие доходы от условий торговли, которые формировались благодаря низким ценам на российские энергоносители, что стимулировало внутренний спрос.

Однако нынешнее белорусско-российское соглашение о поставках энергоносителей, как считает МВФ, «резко изменило тенденцию в развитии выгод от условий торговли на противоположную». В настоящее время Беларусь платит России, в частности, за поставки газа, в два раза больше, чем в 2006 г. Это позволяет оценить потери в 2007 г. в размере 5,5% ВВП, из которых около 1,5% могут быть скомпенсированы за счет повышения экспортных цен и снижения энергоемкости производства. К 2012 г., по мнению экспертов Фонда, потери могут составить 10-15% ВВП.

Показатели экономического роста и инфляции оставались благоприятными, хотя МВФ не исключает процесса формирования нехватки ресурсов. Показатели использования мощностей, данные рынка труда и высокий спрос на импорт указывают на то, что мощностей начинает не хватать.

Профицит счета текущих операций, как отмечает МВФ, сменился дефицитом, в результате чего усилился акцент на привлечение внешнего финансирования. Объемы чистого экспорта резко упали, что отражает снижение проникновения на экспортный рынок. Внешнее заимствование растет быстрыми темпами, что привело к повышению внешнего долга.

Ключевой составляющей экономической политики, по мнению экспертов Фонда, являлась осторожная налогово-бюджетная политика. Они считают важным ужесточение в Беларуси этой политики. В частности, Фонд поддержал планы властей по ограничению расходов и совершенствованию работы налоговой системы. Кроме того, МВФ рекомендует сократить субсидии государственным предприятиям и банкам, повысить адресность социальных расходов.

Давление на жесткую фиксацию обменного курса (в связи с озабоченностью по поводу новых цен на энергоносители) вынудило Национальный банк РБ повысить в начале 2007 г. процентные ставки, определяющие его политику. Но рост кредитов в годовом исчислении резко возрос, превысив 50% в реальном выражении к концу апреля, что в 2007 г. во все большей степени финансировалось за счет увеличения внешнего заимствования и депозитов правительства.

В 2007 г. рост заработной платы был замедлен, хотя пока что это замедление несоизмеримо с потерей доходов экономики, которое носит постоянный характер. Правительство ограничило перенос роста стоимости импортируемых энергоносителей на внутренние цены, который составил около 60%. На этом фоне, по оценке сотрудников Фонда, реальный обменный курс стал завышенным примерно на 10%.

МВФ выразил одобрение планируемому переходу к официальной жесткой фиксации курса белорусского рубля по отношению к доллару США, что, по мнению его экспертов, ликвидирует расхождение между целевыми показателями обменного курса, устанавливаемыми Национальным банком РБ де-юре и де-факто. В то же время Фонд обратил внимание на то, что этот шаг требует замедления роста кредитов, постепенного отказа от целевого кредитования. Чистые внутренние активы банковской системы (на уровне 20% ВВП) остаются сравнительно низкими и в основном краткосрочными, причем более 80% контролируется четырьмя крупными государственными банками. Их рентабельность сравнительно низкая, а регулярно повторяющаяся рекапитализация этих банков является недостаточной, чтобы покрыть долгосрочные издержки целевого кредитования. Это, по мнению Фонда, ставит под угрозу их платежеспособность.

Что касается структурных реформ, то прогресс здесь, как считают в МВФ, ограничен из-за доминирующей роли государства в экономике. Гибкость рынка снижают административные ограничения в области ценообразования, деятельности частного сектора и движения трудовых ресурсов.

Наблюдается, как считают в МВФ, снижение конкурентоспособности белорусской экономики, поскольку издержки на рабочую силу в единице продукции существенно выросли, доли рынка экспорта в странах СНГ снизились.

Михал ХВОЙНИЦКИЙ