Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы

USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

На рынке сладостей становится тесно

Отечественный производитель просит защиты, а импортеры "нажимают" на маркетинг
Отечественный производитель просит защиты, а импортеры "нажимают" на маркетинг

МИД Беларуси начал расследование в отношении импорта на таможенную территорию Республики Беларусь кондитерских изделий - карамели, печенья, шоколада и шоколадных изделий. Такое расследование традиционно предшествует введению специальных защитных мер внутреннего рынка. 

В сообщении пресс-службы МИД рядом со словом "расследование" слово "антидемпинговое" отсутствует.  Однако процедура расследования начинается именно тогда, когда отечественные производители  видят в политике конкурентов  именно демпинг   -  конкуренты их "душат" низкой ценой.

Основанием для проведения расследования стало заявление концерна "Белгоспищепром", в состав которого входят производители, чья доля в общем объеме производства карамели в республике составляет 99,9%, в производстве печенья - 87,6%, в производстве шоколада - 44,1%, а также ИП "Сладушка".

Ущерб  отрасли  вследствие  импорта в концерне считают достаточно высоким и приводят следующие данные. С 2001 по 2003гг.  производство карамели уменьшилось на 15%, в то же время товарные запасы выросли на 180%. Сократился и выпуск отечественного печенья,  в то время как в целом белорусы стали есть его больше на 48%. В целом импорт карамели в 2003г.  увеличился на 97% по сравнению с объемом импорта за 2001г.,  печения -  на целых 387%.  Доля импортного печенья на внутреннем рынке республики составляет теперь более половины рынка.

Сегодня на кондитерском рынке России - время слияний, укрепления позиций традиционных игроков и выход новых. К примеру,  российские кондитеры  объединились в холдинг "Объединенные кондитеры". Сюда кроме таких известных компаний, как ОАО "Рот фронт", ОАО "МКФ "Красный Октябрь", ОАО "Кондитерский концерн "Бабаевский",  входят всего 20 российских фабрик, специализирующихся на выпуске кондитерских изделий. Оборот предприятий холдинга "Объединенные кондитеры" по итогам работы 2003 года составил около 600 млн. USD. Рост объемов продаж в денежном выражении за 2003 год достиг 13,7%. Кстати, красноречивым свидетельством их активного маркетинга является и то, что аккурат в эти дни по соседству со зданием МИД открывается магазин "Московские конфеты". Как сообщил "НЭГ" директор ИП "Московские конфеты" Евгений Касперович, предприятие зарегистрировано 2 июля 2004г.  В их планах - создать сеть магазинов по продаже  российских сладостей по всему городу.  В дальнейшем,  возможно, и по всей стране. В ассортименте будет продукция лучших российских фабрик "Бабаевский", "Коркунов", "Рот фронт", "Красный Октябрь" и др.

Кроме известных российских компаний экспортерами карамели, шоколада, шоколадных изделий и печенья в нашу страну являются и совсем небольшие, но активные участники кондитерского рынка России и Украины.

К примеру, украинская карамель очень популярна за рубежом. Увеличение экспорта карамели и других кондитерских изделий из Украины по сравнению с первым кварталом 2003 года составило более 60%. Наибольший его рост (на 80%) наблюдается в Молдову и Грузию. Прирост экспорта в Россию, где вроде бы и свои производители не дремлют, составил 77%.

Беларусь, кстати, не является самым крупным импортером украинской карамели. Почти 37% этой продукции украинского производителя приходится на  Казахстан, 30% - на Россию. По оценкам экспертов, на нашу долю приходится и того меньше.

К тому же украинским кондитерам помогли инструменты неценовой конкуренции. Директор по развитию Roshen отмечает, что новые продукты появляются благодаря интенсивной модернизации кондитерской отрасли: "Сейчас 70% оборудования - последнего поколения. У нас уже есть аналоги европейской продукции: вместо традиционной для советского производства штампованной карамели мы начали выпускать отливную. Ее можно сделать и очень интересной по форме, и разноцветной". Карамель  этого производителя уже хорошо знают на белорусском рынке.

Украинцы не только  занимаются экспортом, но и открывают на территории соседних государств собственные производственные мощности. Так, в  России работают 2 украинские кондитерские компании - "Киев-Конти" и корпорация Roshen.

Что касается производства шоколада и шоколадных конфет, чем в первую очередь знамениты белорусские кондитеры, то здесь эксперты склонны видеть больше недоработки маркетологов. Ввоз этого вида кондитерских изделий  в 2003г. увеличился на 96% по сравнению с 2001 годом, а их товарные запасы  у белорусских производителей выросли на113%.

Производитель попадает впросак, так как недооценивает тот факт, что наши граждане предпочитают покупать шоколад  (как, впрочем, и печенье и карамель) не в магазинах, а в киосках и на рынках, отмечают эксперты.  Там товар и хорошего качества, и на порядок дешевле.  К примеру, 100-граммовая шоколадка "Альпен Голд" на рынке стоит 1050 руб., а шоколадок "Коммунарки" там нет. Они, шоколадки "Коммунарка" (100 г), продаются преимущественно в продуктовых магазинах по цене 1500 руб. Да и "Альпен Голд" стоит там столько же. Так что покупки в магазинах и на рынках, как говорят одесситы, - это две большие разницы. Об этом знают  покупатели, знают импортеры. Вот только отечественные производители не учитывают реалий сегодняшнего рынка. Белорусский сладкоежка по-прежнему любит конфеты и прочие сладости и по-прежнему не настолько богат, чтобы  заплатить лишние 500 рублей за шоколадку.