$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

НА РАБОТУ- В СНГ©

07.12.2012

Ежегодно по территории Содружества Независимых Государств в поисках работы перемещаются до 10 млн. мигрантов из стран СНГ, причем лишь каждый пятый из них устраивается в иностранные компании на законных основаниях. Между тем нелегальные работники не имеют права на социальную и правовую защиту, нормирование и охрану труда. С другой стороны, нелегальная миграция создает дисбалансы и напряженность на рынке труда. Поэтому в регулировании и контроле трудовой миграции заинтересованы все. О состоянии рынка труда стран Содружества и планах по его улучшению рассказали на брифинге сотрудники рабочей группы Исполнительного комитета СНГ.

Интенсивность миграционных перемещений определяют несколько факторов. Первый связан с особенностями социально-экономического развития стран. Большую миграционную привлекательность сегодня имеют государства со сравнительно низким темпом снижения экономического развития в 90-х годах, с хорошей скоростью проведения институциональных преобразований после распада СССР, лучшими стартовыми условиями перехода к рыночной экономике, инвестиционной активностью, финансовой устойчивостью.

Еще 20 лет назад центром притяжения работников на общем рынке труда стала Россия. Сегодня она вышла на второе место в мире (после США) по привлечению иммигрантов. Сначала это были т.н. «вынужденные переселенцы», т.е. этнические русские, переезжавшие в РФ на постоянное место жительство из бывших республик СССР, а затем — трудовые мигранты. Сегодня положительное сальдо трудовой миграции наряду с Россией имеют Казахстан и Беларусь. Остальные страны СНГ являются донорами рабочей силы. По сведениям Исполкома СНГ, за 1989–2010 гг. миграционный прирост российского населения в обмене со странами СНГ составил около 6,2 млн. человек. Большинство мигрантов прибыло из стран Центральной Азии (свыше 2,1 млн.), Казахстана (более 1,9 млн.) и Закавказья (более 1,3 млн.). По оценке Международного банка реконструкции и развития, миграционный поток в Россию составил за это время 12,5 млн. человек, а по сведениям независимых экспертов — около 15 млн., т.е. вдвое больше, чем заявлено официально.

Косвенным свидетельством притяжения рабочей силы в РФ являются показатели экономических доходов и потерь стран — участниц миграции. По данным Центрального банка РФ, в I полугодии 2011 г. доля денежных переводов мигрантов из Таджикистана составила более 50% национального ВВП, из Кыргызстана — примерно 23%, Молдовы — свыше 14%, Узбекистана — 9,6%, а из Украины — всего 1,7%. По объему валютных переводов мигрантов на родину рассчитывают примерное число нелегально работающих, а затем издержки бюджета страны-реципиента. Так, по данным Евразийского банка развития, ежегодные потери бюджета РФ только за счет недоплаты налога на доходы физических лиц оцениваются в пределах 10–40 млрд. RUB. В такой ситуации страны должны усилить экономическую интеграцию, полагает заместитель директора Департамента по сотрудничеству в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам Исполнительного комитета СНГ Нурлан Курманов. Иначе увеличение дистанции в экономическом и социальном развитии спровоцирует давление избыточных трудовых ресурсов центральноазиатских республик на рынок труда других стран СНГ, в т.ч. и России.

Белорусы тоже предпочитают российское направление. В текущем году, по наблюдениям консалтинговых агентств, отток работников в эту страну значительно усилился. Хотя такую информацию пока не подтвердили, но и не опровергли в Минтруда и соцзащиты и Белстате. Отметим, что не подтверждает ее и Центробанк РФ. По его данным, трансграничные переводы в пользу физических лиц из России в Беларусь в январе–сентябре т.г. составили всего 224 млн. USD (для сравнения — из РФ в Таджикистан — 2691 млн. USD). В то же время личные переводы из РФ в Беларусь в 2010 г. составили всего 411 млн. USD, в 2011-м — 458 млн., а в I полугодии т.г. — 458 млн. Впрочем, столь низкие цифры могут объясняться не столько скромными размерами миграции, сколько нежеланием белорусских мигрантов пользоваться легальными каналами перевода денег из-за специфики отечественного налогового законодательства.

В миграционных процессах немаловажен демографический фактор, обратил внимание Н.Курманов. На начало 2010 г. общая численность жителей стран СНГ была оценена в 281,6 млн. человек. При этом рост населения заметен лишь в странах Центральной Азии и в Азербайджане и определяется естественным приростом. В остальных странах население сокращается за счет падения рождаемости и увеличения смертности, а значит, неизбежно старение наций и уменьшение части трудоспособного населения. Ожидается, что к 2025 г. Россия, Украина и Беларусь на 15% будут населены жителями 65 лет и старше. Одновременно в Узбекистане число трудоспособных граждан увеличится с 58% до 68% (+5,6 млн.), в Таджикистане — с 59% до 65% (+1,6 млн.), Азербайджане — с 63% до 67% (+1 млн.). По оценкам экспертов, общий демографический потенциал стран СНГ для использования на общем рынке труда превышает совокупный спрос на рабочую силу. Поскольку закономерное перераспределение трудового населения необратимо, страны будут стремиться к взаимовыгодному и эффективному сотрудничеству, заключил Н.Курманов.

При планировании нужно учитывать также перспективы занятости на общем рынке труда. В 2011 г. экономически активное население (занятые и безработные) составило примерно половину общей численности населения СНГ (127,2 млн. человек, или 45%). По странам доля занятых колеблется от 26,9% в Туркменистане до 49% в Казахстане и России. Заявленный странами инновационный путь развития предполагает повышение производительности труда и перераспределение имеющихся трудовых ресурсов из сферы производства в сферу услуг. По статистике, в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве занято 52–73% трудоспособного населения Азербайджана, Армении, Кыргызстана и Таджикистана, а в сфере услуг — всего 27–48%. Работники этих стран в перспективе будут резервом международной сферы услуг. Для сравнения: в Беларуси, Казахстане, Молдове, России и Украине в сфере услуг сейчас занято 54–64% трудоспособных граждан.

Общая численность занятого населения приведена с учетом иностранных работников. Период максимального спроса на иностранную рабочую силу, по данным миграционных служб, пришелся на 2008 г. (2,5 млн. человек). В 2009 г. в принимающих странах было зарегистрировано 2,3 млн. трудовых мигрантов, в 2010 г. — 1,7 млн., а в 2011 г. — чуть более 1 млн. Но фактическая численность трудовых мигрантов, включая лиц с неурегулированным статусом, значительно выше, чем в отчетах.

Нелегальную миграцию провоцирует несовершенство законодательства, когда процедуры получения разрешения на работу настолько бюрократически запутаны и искусственно усложнены, что фактически выталкивают мигрантов и их нанимателей за пределы правового поля. В 90-х контроль этой сферы был слабым, а в начале 2000-х силовое наступление на нелегальную миграцию, задержания и депортации обернулись не сокращением, а увеличением ее масштабов. Сегодня концепция поменялась с «миграция — безопасность» на «миграция — развитие».

Основная проблема — преодолеть стихийность в перемещении, придать миграции устойчивость и соответствие интересам социально-экономического развития государств, говорит заместитель директора Департамента гуманитарного сотрудничества, общеполитических и социальных проблем Георгий Хосроев. Ведь у миграции есть свои преимущества и недостатки. С одной стороны, менее развитые страны получают доступ к рынкам труда других государств для части их незанятого населения. Это не только сокращает безработицу, но и обеспечивает возвратные финансовые потоки — денежные переводы, улучшающие условия жизни домохозяйств мигрантов и макроэкономические показатели финансового положения. При этом развитые страны выравнивают негативные тенденции демографии. С другой стороны, страны, принимающие низкооплачиваемую рабочую силу, теряют стимулы для улучшения условий труда и повышения квалификации персонала, а страны массового выезда — квалифицированную рабочую силу и научные кадры.

В обозримом будущем планируется создать общую инфраструктуру оказания миграционных услуг (по подбору кандидатов на вакансии в государствах трудоустройства, подготовке выезда с учетом заявок работодателей, оформлению документов, отслеживанию соблюдения трудовых договоров, помощи в адаптации, контролю за выездом по истечении разрешенного срока пребывания и т.п.). Согласованием спроса и предложения и перераспределением трудовых мигрантов в пределах СНГ займутся межгосударственные биржи труда. Не исключено, что подобные центры будут созданы также на основных пунктах пропуска трудовых мигрантов через границы государств СНГ. Россия, более всех заинтересованная в упорядочении трудовой миграции, к 2014 г. планирует скорректировать законодательство так, чтобы принимать иностранцев по потребностям работодателей. Будут заключены соглашения со странами СНГ об организованном привлечении иностранных работников.

В целом усилия координаторов будут направлены на формирование общего рынка труда и условий интеграции иммигрантов в общество страны пребывания. Предстоит разработка проекта документа о паспорте иностранного специалиста на пространстве СНГ.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ