$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

НА ПУТИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ©

05.06.2012

В последние годы во многом благодаря принятию правительством Беларуси трехлетних программ преобразования республиканских унитарных предприятий в ОАО на 2008-2010 гг. и 2011-2013 гг. заметно активизировались процессы преобразования государственных предприятий в акционерные общества. Утверждение конкретного перечня организаций, подлежащих акционированию в строго определенные сроки, позволило преодолеть инертность многих и, возможно, вопреки их нежеланию заставило участвовать в этой работе. И хотя сейчас высказываются сомнения в необходимости жесткого планирования данных процессов, все же движение вперед налицо. Именно плановость в этой работе позволяет избежать спешки и как следствие — еще больших ошибок.

В процессе реформирования предприятия сталкиваются с рядом проблем, которые в основном связаны с неясностями бухгалтерского учета, накопившимися за многие годы, и сложностью самой процедуры акционирования. К примеру, несмотря на то что законодательством предусмотрены ежегодные инвентаризации активов и обязательств, их проведение зачастую носит формальный характер. Инвентаризационные комиссии лишь сравнивают данные учетных регистров с наличием материальных ценностей для недопущения недостачи. Однако еще одной целью инвентаризации, о которой, как правило, забывают, должно быть выявление излишков и упорядочение учета (проверка правильности применения шифров и норм амортизации и др.). Не всегда правильно учитываются, а иногда и не учитываются в бухгалтерском учете вообще нематериальные активы (зарегистрированные объекты интеллектуальной собственности: товарные знаки, патенты и др.), долгосрочные финансовые вложения и иные активы.

Поэтому при проведении инвентаризации в ходе подготовки предприятий к акционированию объекты, созданные и не учтенные в бухгалтерском учете предприятий, выявляются, оцениваются и восстанавливаются в учете.

Часто приходится сталкиваться и с формальным подходом к применению шифров, а следовательно, и норм амортизационных отчислений, с ошибками при переоценке основных средств, отсутствием в первичных учетных документах всей предусмотренной законодательством информации или недостоверностью имеющихся сведений и иными недостатками. В бухгалтерских документах иногда отсутствует первоначальная стоимость объектов основных средств (указывается только восстановительная стоимость с учетом переоценок), нет сведений о произведенных капитальных вложениях (в т.ч. модернизациях и реконструкциях), о наименованиях объектов недвижимости и годы ввода их в эксплуатацию не совпадают с аналогичной информацией в технических паспортах, отсутствуют характеристики объектов.

Отдельная тема — непрофильные активы, примером которых могут служить сельхозпредприятия, переданные предприятиям в 2004 г. и позднее. Эта кампания проводилась спешно, под воздействием административного ресурса, а потому неудивительно, что новым собственникам пришлось столкнуться с ошибками учета основных средств в сельхозпредприятиях.

Еще одна проблема — отсутствие у предприятий правоудостоверяющих документов на земельные участки и другие объекты. Несмотря на то что Закон от 22.07.2002 № 133-З «О регистрации недвижимого имущества прав на него и сделок с ним» действует более 8 лет и уже много сделано, не все предприятия спешат оформлять свои имущественные права на объекты недвижимости.

Все эти ошибки, выявляемые при подготовке предприятий к акционированию, сказываются на их финансовых результатах. К тому же исправление ошибок, оценка выявленных излишков тормозят процесс преобразования. Замедляет его и необходимость получения согласований ряда государственных органов и ведомств: гор- и райисполкомов, организаций МЧС, жилищно-коммунального хозяйства, тепло- водо-, электро- и газоснабжения и иных, которые подтверждают наличие или отсутствие у приватизируемых предприятий объектов общего пользования. К сожалению, не всегда письма, полученные предприятиями при согласовании, носят конструктивный характер и отвечают на поставленные вопросы.

Как правило, на предприятиях вся работу по преобразованию перекладывается на плечи бухгалтерии. Но совершенно очевидно, что без участия специалистов инженерно-технических служб, материально ответственных лиц качественно провести акционирование невозможно. Преобразование предприятия в ОАО — это труд, требующий особых знаний, навыков и опыта, которых, как правило, нет у специалистов организаций. Поэтому работу по подготовке и проведению акционирования целесообразно выполнять с привлечением специализированных организаций, оказывающих подобного рода услуги.

Предприятия, включенные в план преобразования объектов, находящихся в республиканской и коммунальной собственности в 2012–2013 гг., имеют сейчас хорошую возможность провести подготовительные к акционированию работы. Это — часть «предпродажной подготовки», которая очень пригодится при общении с инвесторами.

К сожалению, в республике вопросам подготовки предприятий, ставших акционерными обществами, к последующей приватизации (продаже инвесторам) уделяется мало внимания. Да и сам механизм этой работы, последовательность процедур, их необходимый минимум не определены ни методически, ни нормативно. Возможно это одна из причин часто неудачных попыток продать госпакеты акций. Потенциальных инвесторов, конечно же, интересует, что за ними стоит. И часто их отпугивает шлейф проблем и обременений, который тянется за акционерным обществом.

Общеизвестно, что для инвесторов, особенно зарубежных, необходимо создать соответствующие условия, обеспечить надежные гарантии их капиталам, не давать повода для каких-либо сомнений в надежности и последовательности экономической политики в стране. Данными проблемами в последнее время активно занимаются на всех уровнях, поэтому есть надежда, что подвижки в этом направлении будут перерастать в стройную и последовательную государственную политику.

В данной статье затронут далеко не полный перечень трудностей, с которыми сталкиваются госпредприятия при акционировании. Но даже названные здесь проблемы говорят о том, что кроме субъективных причин, связанных с состоянием бухучета на конкретном предприятии, есть над чем работать в плане упрощения и дебюрократизации процесса подготовки и прохождения пакета документов по акционированию. Вопросы оптимизации этой работы необходимо решать как можно быстрее, так как на следующий год в плане преобразования республиканских унитарных предприятий в открытые акционерные общества стоят очень крупные промышленные предприятия, у которых наверняка будет более широкий спектр проблем, чем те, о которых упоминалось в данной статье.

Качественно выполненный комплекс работ по акционированию позволит создать базу для правильного ведения бухгалтерского учета акционерного общества, эффективного управления и привлечения инвестиций.