$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

НА ПРИЛАВКЕ- ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

01.03.2011

С Таможенным союзом отечественные производители связывают планы расширения рынков сбыта — пропорционально огромному торговому пространству и росту числа партнеров. Однако, готовясь к завоеванию новых территорий, нужно узнать, не зарегистрирован ли там такой же товарный знак и не столкнемся ли мы с нарушением прав третьих лиц.

Национальная регистрация товарного знака действует исключительно на территории страны-производителя. Для экспортных поставок необходима международная регистрация. Если же одноименный товарный знак уже зарегистрирован в другой стране, продавать там свой товар невозможно.

С такой проблемой столкнулось ОАО «Бархим», попытавшись выйти на украинский рынок со стиральным порошком «Лотос». Этот известный с советских времен товарный знак был зарегистрирован в Беларуси в 1999 г. Но лишь после заключения контрактов на экспорт белорусский производитель узнал, что в Украине тоже есть свой товарный знак «Лотос», правда, зарегистрированный в 2006 г. Из-за этого товар задержали на границе, а рынок был потерян.

Такие случаи не единичны. Другой белорусский производитель, выпуская 17 лет бытовой насос «Ручеек», забыл зарегистрировать товарный знак. А когда вспомнил, оказалось, что заявка на него уже подана российской компанией. С большим трудом удалось «отвоевать» право продавать «Ручеек» хотя бы на своей собственной территории.

Впрочем, сегодня отечественные субъекты хозяйствования уже начали принимать меры по защите своих товарных знаков. Если в советские времена все белорусские предприятия имели 133 товарных знака, то сейчас у некоторых предприятий насчитывается по тысяче собственных.

«Товарный знак — это главное средство индивидуализации, которое продвигает товар на рынок, — отмечает заместитель генерального директора НЦИС Наталья Баркун. — Это и инструмент конкурентной борьбы, и обозначение товара, его внешний вид и т.д. Товаризация объекта интеллектуальной собственности прибавляет к цене товара до 25%».

«Белорусские производители начинают понимать важность регистрации товарного знака как у себя в стране, так и за рубежом, а также необходимость его охраны, — рассказывает начальник управления экспертизы товарных знаков НЦИС Денис Недвецкий. — При этом применяется т.н. «мадридская процедура» регистрации (регистрация знаков в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков или Протоколом к Мадридскому соглашению. Прим. автора), когда, подав одну заявку в НЦИС, можно получить охрану товарного знака в нескольких странах одновременно». Только в 2010 г. по такой системе было подано 108 заявок из 450, поданных за все время существования НЦИС.

«Товарный знак — не единственный объект интеллектуальной собственности, поэтому не стоит зацикливаться исключительно на нем, — напоминает Д.Недвецкий. — Есть еще и изобретения, которые не менее важны для производителя, особенно для наукоемкой продукции, промышленные образцы, полезные модели. Прежде чем везти свою продукцию куда-либо, необходимо заранее проверять информацию по всем таким объектам. Это лучше, чем потом пожинать плоды своей нерасторопности, когда товары могут остановить на границе из-за отсутствия регистрации товарного знака или нарушения права интеллектуальной собственности лиц в стране поставки».

Роль товарного знака в продвижении продукции значительно повысится с созданием Единого экономического пространства. Но, если процедура поставки товаров в Россию и Казахстан станет легче, то ответственность производителей остается прежней. Информацию для изучения рынка можно получить в свободном доступе к базе данных НЦИС в Интернете. Можно обратиться за квалифицированным советом к патентному поверенному в Беларуси или стране поставки.

Кстати, рассмотрение заявки может растянуться до 3 лет, а регистрация товарного знака действительна в течение 10 лет с даты подачи заявки в НЦИС. Этот срок может быть продлен по заявлению владельца товарного знака, поданному в течение последнего года его действия, каждый раз на 10 лет. Союзы, ассоциации и другие объединения юридических лиц могут регистрировать коллективные товарные знаки. Правда, и права на их использование не могут быть переданы другим лицам.

Определенные трудности возникают с товарными знаками, оставшимися со времен СССР. Они до сих пор сохранились в постсоветских государствах, причем тот, кто раньше получил национальную регистрацию и расширил ее, чтобы иметь возможность выходить на другие рынки, тот и победил. Это касается конфет, сигарет, масла и т.п., рассказывает Н.Баркун. Например, товарный знак на шоколадные конфеты «Аленка» зарегистрирован в Беларуси, России, Казахстане, Украине и странах Балтии. Продавать их можно только в своих странах, без права экспорта в другие. Кстати, Беларусь может продавать свою «Аленку» еще и в Китае. Некоторые предприятия по сей день уповают на «ностальгические» бренды, надеясь заменить современную маркетинговую стратегию эксплуатацией воспоминаний о былом. Но, по мнению Н.Баркун, такая политика — дорога в никуда. Сегодня необходимо иметь свое лицо и регистрировать собственные оригинальные товарные знаки.

Начальник отдела регистрации и экономики промышленной собственности НЦИС Евгений Сесицкий обращает внимание на принцип регионального исчерпания прав в ЕЭП. В теории это означает, что, если товар был введен в оборот на территории определенного региона или группы стран, права владельца товарного знака признаются исчерпанными. По советским товарным знакам исчерпание может касаться только того товара, который введен в гражданский оборот самим производителем либо с его разрешения. Так что лучше регистрировать свои собственные, креативные и оригинальные товарные знаки. Третьего варианта решения этого вопроса не будет, поскольку затронуты частные интересы.

По мнению Е.Сесицкого, товарные знаки выгодны не только для продвижения продукции. Они и сами могут быть выгодным товаром — как вклад в уставный фонд, объект продажи, лицензионного соглашения и даже залога. Например, пивзавод «Алiварыя» получил таким образом банковский кредит на реконструкцию производства. К сожалению, констатировал Е.Сесицкий, за 18 лет заключено всего два таких договора. Банки не принимают интеллектуальную собственность в залог, так как не понимают, что делать с этим объектом в случае невозврата кредита. Недвижимость в этом отношении выглядит куда надежнее.

«Каждое белорусское предприятие, продвигающее продукцию на экспорт, должно зарегистрировать свой товарный знак. Необходимость регистрации также связана и с тем, что в последнее время обострилась конкуренция за пределами нашей страны, в т.ч. недобросовестная. Одно предприятие вкладывает огромные средства в раскрутку своего бренда, а другие начинают пользоваться этим», — рассказывает замминистра торговли Ирина Наркевич. — В министерство поступает много обращений с жалобами на воровство и использование товарного знака, копирование или заимствование стилистики оформления». На этом фронте борьба идет во всех странах. Беларусь — не исключение. Как сообщила Н.Баркун, по вопросу недобросовестной конкуренции, связанной с товарными знаками, Национальным центром интеллектуальной собственности за последние годы было рассмотрено 12 дел.

По мнению И.Наркевич, трудности с выходом белорусских предприятий на внешние рынки кроются и в недостаточной конкурентоспособности товаров. Даже качественная продукция уступает на рынке из-за невзрачной упаковки, отсутствия рекламы, европейских сертификатов соответствия. На внешние рынки выйти непросто, они уже давно поделены. Поэтому у предприятия должна быть стратегическая политика: нужно регистрировать товарный знак, причем не только в Беларуси, но и за ее пределами, создавать ему имидж, правильно рекламировать. «Вначале вы вкладываете деньги в рекламу, чтобы сделать свой товарный знак узнаваемым, — обращается к производителям И.Наркевич, — а потом товарный знак делает вашу рекламу на рынке узнаваемой. Это инструмент, без которого сегодня нельзя».

Татьяна АБРАМОВИЧ

Справка «ЭГ»

За последние 5 лет количество зарегистрированных товарных знаков в республике увеличилось на 50%. Так, в 2009 г. отечественными предприятиями зарегистрировано 1 523 товарных знака, в 2010-м — 2 160, а заявок на регистрацию было подано 5 346.

В 2010 г. НЦИС предоставил 20 тысяч устных консультаций по вопросам использования и регистрации товарных знаков физлицам, 800 консультаций юрлицам; 4 700 слушателей прошли обучение в НЦИС.

Многие крупные отечественные производители имеют несколько товарных знаков для работы на внутреннем рынке и за рубежом. Например, СП «Санта Бремор» является владельцем 105 товарных знаков, в т.ч. 70 — в 11 странах мира, ОАО «Коммунарка» — 80 товарных знаков, в т.ч. 11 — в России и 34 — международных.