$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Исследования

НА ПОЛПУТИ К ПРОГРЕССУ©

18.11.2011

В докладе Всемирного банка «Обзор государственных расходов в Республике Беларусь. Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста» дана оценка отечественной системы налогообложения и предложен ряд мер, которые должно принять правительство по снижению налоговой нагрузки.

 

ВБ констатирует, что налоговая система Беларуси основывается на налогах на потребление и на доходы, которые в прошлом году соответственно составили 47,1% и 24,2% доходов консолидированного бюджета. В банке признают прогресс в упрощении налоговой системы республики в последние 5 лет, включая отмену ряда оборотных налогов и сборов, введение плоской шкалы подоходного налога. Кульминацией этих реформ ВБ почему-то считает принятие Налогового кодекса, «в результате чего ранее действовавшее налоговое законодательство, которое состояло из многочисленных законов, указов и декретов Президента, постановлений и инструкций Правительства, было объединено в рамках одного документа, что стало важным шагом в усилении прозрачности и предсказуемости налогового законодательства». Видимо, эксперты банка не в курсе, что, помимо ежегодных многочисленных изменений в НК, в течение года указами и постановлениями правительства часто вносятся изменения в налоговое законодательство, большинство из которых могли бы быть учтены в самом Кодексе, что заполнение налоговых деклараций регламентируется инструкциями МНС. Да и многочисленные разъяснения норм НК в письмах министерства не свидетельствуют о ясности и однозначности Налогового кодекса, который, собственно, представляет собой все ранее существовавшие законы по налогам, сложенные в один документ.

 

В докладе отмечается, что в нашей стране государственный сектор остается значительным по сравнению с другими странами со средними доходами и переходной экономикой. У нас около 43,8% ВВП перераспределяется через бюджеты центральных и местных органов управления и бюджет ФСЗН — на 3 п.п. больше, чем в среднем по региону, и на 4,7 п.п. выше расчетного значения, соответствующего доходу на душу населения в республике. По мнению ВБ, сформировавшиеся в результате этого размер и структура налоговой нагрузки ослабляют конкурентоспособность экономики. Так, в 2010 г. отношение налогов, включая взносы в ФСЗН, к ВВП составило 39,6%, что значительно ниже среднего докризисного уровня (44% в 2004–2008 гг.). Но это все равно много — налоговая нагрузка у нас, по данным ВБ, самая высокая среди стран региона с формирующимися рынками, в т.ч. Грузии, Армении, Литвы, Латвии, России, Украины, Эстонии, Польши, Чехии. Столь высокие общая налоговая нагрузка, предельные ставки прямых налогов и сложная система налоговых льгот, по мнению ВБ, препятствуют росту инвестиций и повышению конкурентоспособности.

 

Приходится согласиться и с выводом ВБ о том, что белорусская налоговая система по-прежнему сложна и запутана. К примеру, в докладе отмечается, что у нас существует более 10 различных видов налогов на доходы, включая подоходный с физических лиц, на прибыль — для предприятий, единый — с сельхозпроизводителей и еще один — при УСН. Ставки некоторых налогов варьируются в зависимости от сектора или социальной значимости предприятий. Для некоторых организаций и целых отраслей действуют многочисленные налоговые льготы, способы отсрочки, рассрочки и списания задолженности по налогам.

 

Собственно, все сказанное было известно и ранее. Об этом не раз говорили независимые эксперты, неоднократно такие проблемы поднимались на страницах «ЭГ». Многие специалисты сознают, что избыток налоговых льгот не способствует созданию равных условий для конкуренции субъектов хозяйствования различных форм собственности и в целом искажает картину экономической эффективности предприятий, отраслей, в частности сельского хозяйства, и экономики в целом. Но индивидуальная «раздача» льгот продолжается.

 

Спорным выглядит вывод ВБ о том, что по подоходному налогу с физических лиц к вычету принимается большое количество расходов. На самом деле у нас всего 2 основных социальных вычета: жилищный и учебный. Можно, конечно, поспорить, насколько они обоснованы и справедливо ли льготировать тех, кто хочет приобрести жилье или дать детям платное образование. Но нельзя забывать, что уровень доходов населения у нас в стране совсем невысокий, а определенные стимулы необходимы. С другой стороны, в целом льготы по подоходному налогу, особенно стандартные вычеты, столь малы, что практически не влияют на уровень доходов населения. К тому же многие виды расходов принимаются к вычету и в ряде стран с развитой рыночной экономикой. Сокращение по нормативу облагаемой подоходным налогом базы по видам вознаграждений, возможно, нуждается в дополнительном изучении и обосновании.

 

Раскритикованы в докладе пониженная ставка НДС (10%) на ряд товаров и услуг, а также освобождение от этого налога жилищно-коммунальных услуг и медикаментов. Все это, по мнению ВБ, приводит к сужению налоговой базы и может привести к неэффективному распределению ресурсов в экономике. Как повлияет отмена таких льгот на тарифы и цены, в этой части доклада не уточняется.

 

Значимость налогообложения потребления в Беларуси, по оценке ВБ, возросла, особенно после повышения ставки НДС на 2 п.п. в 2010 г. При этом, несмотря на многочисленные льготы, доходы от НДС являются первостепенным источником налоговых доходов отечественного бюджета. Добавим, что та же тенденция характерна и для 2011 г. и, по-видимому, она сохранится и в дальнейшем. Интересно, что ВБ полагает, будто стандартная 20-процентная ставка НДС совпадает с уровнем ставок большинства аналогичных стран. Но, например, в РФ и Казахстане эти ставки ниже. Может, ВБ не относит Россию и Казахстан к «аналогичным» с нами странам? Так или иначе на следующий год ставка НДС в Беларуси не изменится.

 

А вот налоговая нагрузка на предприятия, особенно налогообложение прибыли, по мнению ВБ, у нас остается высокой. Поступления от налога на прибыль составляют около 10% налоговых доходов, что выше, чем в большинстве соседних стран. Это негативно влияет на конкурентоспособность. ВБ также критикует отчисления в инновационные фонды, представляющие собой в «высокой степени неблагоприятную для инвестиций практику налогообложения». Об этой проблеме также давно говорят белорусские специалисты, но, хотя некоторые изменения тут произошли, полностью отказаться от таких отчислений государство пока не считает нужным.

 

Налогообложение труда, по мнению ВБ, в Беларуси также является значительным, хотя поступления от подоходного налога с физлиц у нас ниже, чем в других странах. Чрезмерное налоговое бремя создается за счет высокой ставки взносов на социальное страхование, которые, по сути, уплачиваются с той же налоговой базы. Поэтому предельные ставки налогов на фонд оплаты труда у нас больше 40%. Это почти вдвое выше, чем в Грузии, России, Казахстане, Латвии, Литве и ряде других государств. При этом ВБ считает, что индексация пенсий на рост зарплаты «не позволяет понизить высокие предельные ставки налогов на фонд оплаты труда, что создает отрицательные стимулы для предпринимателей и формирует заинтересованность в неполном раскрытии доходов».

 

По мнению ВБ, дальнейшие реформы в Беларуси должны быть направлены на отмену оставшихся налоговых льгот и искажений при акценте на снижение действующих ставок по основным прямым налогам, таким как налоги на прибыль и на фонд оплаты труда. Что касается налога на прибыль, то министр по налогам и сборам В.Полуян заявил, что ставка этого налога снизится в 2012 г. с 24% до 18%. Если это новшество будет принято, по ставке налога на прибыль мы опередим наших партнеров по Таможенному союзу. А вот по отчислениям в ФСЗН предложения Минфина и некоторых бизнес-союзов сводились в основном к перераспределению налоговой нагрузки между нанимателем и работником за счет переложения части налогового бремени на работников. Но выдержат ли они в нынешней экономической ситуации это дополнительное бремя?

 

Таким образом, белорусской налоговой системе для дальнейшего повышения позиций в рейтинге ВБ «Doing business» и во мнениях самих налогоплательщиков предстоит пройти еще длинный путь.

 

Валерия ГЕРАСИМОВА