Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Маркетинг
20.02.2007 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

На полках — тесно, но нужному товару место найдется

Чего ожидают магазины от производителя?

Торговля развивается динамичнее других отраслей экономики страны. Сюда охотно идет и отечественный, и зарубежный капитал. Знаковым для последних лет стало появление супер — и гипермаркетов и целых торговых сетей. Конечно, магазины новых форматов — это еще не европейские и даже не российские гиганты. Вместе с тем нельзя не замечать перемен, происходящих в данном сегменте рынка. Оценить динамику отрасли мы попросили практика — директора компании СООО «Арвитфуд», представленной на столичном рынке сетью магазинов «Престон», Татьяну ГЛАДКУЮ.

— Белорусы восхищаются западноевропейскими магазинами. И сервис там лучше, и цены на ряд товаров ниже, и выбор больше. Согласитесь, Татьяна Степановна, не дотягиваем до западных стандартов: чего стоит один вид и «сервис» рыночных палаток…

— Я бы не оценивала ситуацию столь пессимистично. По наблюдениям торгующих там людей, за последние два года поток покупателей в направлении рынков стал меньше. Люди начинают отдавать предпочтение магазинам современного формата, которых в республике с каждым годом открывается все больше. Население стало ценить и качество товара, и сервис, и свое личное время. Даже домохозяйки предпочитают покупать все в одном магазине, отказываясь бегать по морозу и дождю от киоска к киоску в поисках товаров. И в этом есть резон: свободное время вполне можно уделить детям. А если, купив все в одном магазине, там можно будет выпить и чашку кофе, да и к тому же пообедать, покупателю захочется еще и еще раз идти в такой магазин.

— А какое место на столичном рынке занимает торговая сеть «Престон»? Что бы вы могли сказать об особенностях торговой политики компании, дающей возможность отстраиваться от конкурентов?

— В торговой сети «Престон» 3 магазина. Первый «Престон-Маркет» появился 10 лет назад. Потом открылись супермаркеты «Национальный» и «Престон-Максимус». Предприятия проводят единую торговую политику, в основе которой — стремление к высокому качеству товаров и аналогичному уровню обслуживания. До производителя доводится любая жалоба на товар. Сегодня он уже не становится в позицию: мы вам поставили, а остальное — ваши проблемы.

С самого начала компания отличалась от других современной системой учета товаров, которая сейчас вводится в обязательном порядке во всех магазинах города. За эти годы мы прошли все этапы развития белорусской торговли. Сейчас на первый план при закупке товара выходит цена. Поэтому прежде чем заключить договор, изучаем рынок необходимого нам товара и только потом покупаем по наиболее выгодной цене. В результате в нашей сети сложились сравнительно невысокие цены — на уровне гипермаркетов. Рентабельность работы сети «Престон» на уровне средней по городу, а это — 2-2,5%.

Планируем открыть торговый центр «Престон-Плаза» (пересеч. ул. Тимирязева и Орловской). Там будут представлены все группы товаров, которые есть в гипермаркетах столицы, откроются бутики лучших брэндов отечественного легпрома и известных торговых сетей Евросоюза. Покупателям предложим дополнительные услуги, которых нет ни в одном гипермаркете Беларуси. Какие? Эту тайну прибережем к открытию. В планах компании — открытие ресторана и пиццерии.

— Еще недавно магазины должны были иметь на полках до 70% отечественных товаров. А каково сегодня соотношение отечественных и импортных товаров в сети «Престон»?

— Данная планка сама собой продолжает выдерживаться, и происходит это по двум причинам. Дело в том, что мы стараемся оказывать поддержку белорусскому производителю: в магазинах компании широко представлены столичные перерабатывающие предприятия, производители других регионов Беларуси. В то же время в стране мало импорта, способного изменить данное соотношение.

— С февраля в Беларуси выросла ставка налога с продаж большинства импортных товаров: с 5 до 10-15%. Насколько существенно, на ваш взгляд, выросли цены и как новые налоги скажутся на работе торговой сети?

— Импорта в торговле предостаточно, поэтому покупатель сразу заметил новые цены (кстати, переоценка велась без закрытия магазинов). Что касается самих магазинов, то если бы налог был введен на одни какие-то группы товаров, нам было бы сложнее объяснить покупателю суть переоценки… На мой взгляд, в результате общего роста цены импорта больше проиграли покупатели: увеличение налога на 10% — это существенная потеря для них. Поэтому вопросов задавали много, среди которых самым частым был: «Почему этот товар я покупал вчера по одной цене, а сегодня — по другой?» Для нас важно было объяснить причину введения новых цен. А что касается выбора — решать покупателю: он выберет приемлемые для себя цену и качество.

— Несмотря на рост числа объектов торговли, продовольственные магазины различных форматов торгуют практически одинаковым товаром. Недавно по делам была в Витебске и Могилеве и не нашла там гостинца детям: ассортимент местных магазинов был как списан с прилавков минских гастрономов…

— Да, к сожалению, ассортимент магазинов усреднен. Цены тоже — в целом одинаковые. Первоначально ассортиментный перечень магазинов «Престон» был больше, потом в силу определенных причин уменьшился. Мы тесно работаем с Западной Европой: Италией, Австрией, Голландией, Германией. Закупаем в основном морепродукты: этот вид товаров скудно представлен в торговой сети Беларуси. А также овощи и фрукты. Закупки ведем непосредственно у производителей, не прибегая к посредникам. В результате и цены умеренные (кстати, импортом можем подсобить и другим магазинам).

А вот молочную и мясную продукцию в основном приобретаем у отечественных производителей — также напрямую. Хочу отметить перемены к лучшему на рынке отечественных молочных товаров. За два года наши переработчики значительно выросли: и в качестве продукции, и в ассортименте, и в упаковке. Первым, конечно, был «Савушкин продукт». Предприятие, что называется, «открыло глаза» другим директорам отрасли на то, как нужно работать с потребителем. Кстати, конкуренция в данном сегменте растет. И это хорошо: у потребителя расширяется выбор.

— По мнению экспертов, с ростом конкуренции у многих производителей все меньше шансов попасть на прилавок. А в жизни так: если тебя нет на прилавке — тебя нет нигде. Так есть ли риск для производителя в результате необъективного отбора оказаться «в пролете»? Кому отказываете и по каким причинам?

— На мой взгляд, абсолютно никакой угрозы нет. Просто производитель должен выпускать товар, который нужен покупателю. При этом делать его лучше и дешевле других, не забывая о красочной упаковке и удобной расфасовке. Мы следим за тем, как продается тот или иной товар. И просто так не отказываем никому: даем возможность сделать выбор покупателю, который, как известно, голосует рублем. А вот кому отказываем в партнерстве — так это перекупщикам. Предпочитаем приобретать товар у производителя.

— Каких продовольственных товаров ожидает торговля от отечественного производителя, где он, на ваш взгляд, недорабатывает?

— В любое время года (особенно зимой) магазинам нужны зелень, свежие ягоды, фрукты и овощи. Прорывом стали поставки тепличным комбинатом «ДорОРС» клубники (вплоть до Нового года). Но почему только до середины зимы и почему только один вид ягод? Производство зелени, ягод, овощей и фруктов должно вестись независимо от сезона. Если покупатель готов платить, значит, этот товар мы должны ему дать.

Есть претензии к поставщикам овощей, моркови, в частности. Сравните голландскую морковь и нашу: как говорят в народе — «две большие разницы». У импортной — привлекательный товарный вид, удобная расфасовка. Отечественная морковь не выдерживает никакой критики. Есть проблемы и с реализацией отечественного картофеля, свеклы: купленные в магазине овощи, как минимум, не должны пачкать находящиеся в одной корзинке продукты.

Есть еще одна «овощная ниша», которая пока не до конца освоена производителем. Белорусы традиционно любят соления, квашеную капусту в том числе. Но капусту, которую предлагают наши РПК, люди не хотят покупать. Они идут на рынок, где соления, несомненно, лучшего качества.

А еще сельхозпредприятия и фермеры могли бы заняться выращиванием шампиньонов. Сегодня на прилавках магазинов представлены чаще импортные грибы, привезенные из Голландии и Польши.

Таким образом, возможностей у сельхозпредприятий и фермеров страны, как говорят мои коллеги, «поле непаханое». Им пора заняться продвижением продукции, работая над упаковкой, качеством, ценовой политикой. Ждем, когда у нас, как во Франции, по утрам к гипермаркетам выстроится очередь фермеров со своим товаром.

— Рост торговых сетей, появление гипермаркетов (только в Минске их планируют открыть больше 10) создает прямую угрозу небольшим магазинам, расположенным в жилых районах. Что бы вы посоветовали их владельцам?

— Конечно, практика строительства гипермаркетов внутри города, а также чрезмерное их количество потеснят магазинчики «у дома». Но у них всегда будет своя ниша, стоит только в борьбе за покупателя проявить фантазию, чтобы найти «изюминку». Например, предложить свежую выпечку или кулинарные изделия. Покупатель это оценит. Нет денег, чтобы наладить свое производство, приобретайте товар у других: например, выпечку, торты, пирожные и кулинарные изделия можно закупать у сети «Престон». Чтобы выручить такие магазинчики, мы готовы расширить производство.

Тамара МАРКИНА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений