$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

НА ПОДСТУПАХ К ГЧП©

28.02.2014

В Беларуси планируется учредить Межведомственный совет государственно-частного партнерства (ГЧП) и сформировать Национальный инфраструктурный план в целях повышения конкурентоспособности страны. Эти и другие инициативы были обнародованы на презентации проекта ЕС/ПРООН и Минэкономики «Укрепление национального потенциала в области применения механизмов государственно-частного партнерства в Республике Беларусь».

На проект внедрения инструментов ГЧП республика получила международную техническую помощь в размере около 1,08 млн. EUR, сообщила руководитель проекта Елена Дадеркина.

На строительство и модернизацию объектов инфраструктуры, по оценкам Всемирного экономического форума, в глобальном масштабе требуется ежегодно более 2 трлн. USD. Основные направления — водоснабжение и канализация, дорожное хозяйство, энергетика и телекоммуникации, а также социальные объекты (школы, больницы, спорт, туризм).

В Беларуси их строительством и модернизацией в настоящее время занимается государство, тогда как во многих странах для этого используется механизм ГЧП. Надо лишь освоить правила сотрудничества и сформулировать условия получения взаимной выгоды. Способствовать этому должна неделя ГЧП в Беларуси, которая пройдет в конце мая. В частности, предполагается учредить Межведомственный совет по развитию национальной инфраструктуры, сформировать Национальный инфраструктурный план на основе мировой практики и современной методологии. Представители бизнеса пройдут обучение на семинаре под руководством европейских специалистов.

Наиболее привлекательным выглядит опыт применения ГЧП развитых стран, таких как Великобритания, лидирующая в Европе по стоимости (48%) и числу таких проектов (26). Впрочем, Беларуси ближе модели, созданные в развивающихся странах, близких по уровню развития и финансовым возможностям. Например, в Хорватии за последние 6 лет была создана законодательная база по развитию ГЧП и на различных стадиях находится 24 проекта. В ближайшие дни туда отправятся представители белорусских министерств и облисполкомов для изучения местного опыта.

Ключевая роль в эффективности ГЧП играет правовое регулирование. Тут в мировой практике сложилось несколько моделей в зависимости от особенностей национальных правовых систем. Например, в Аргентине, Германии, Кыргызстане, Латвии, Польше, Украине, Чехии приняты специальные законы о ГЧП, в федеративных странах, в т.ч. в России, — региональные нормативные акты. В США, Китае, Словакии, Литве, Хорватии, Азербайджане и Болгарии, помимо отдельных законов, действуют или разрабатываются подзаконные акты. У нас тоже разработан проект закона о ГЧП, но его принятие затянулось. Как сообщил начальник юридического управления Минэкономики Владимир Хлабордов, в июне он в очередной раз будет направлен в правительство и лишь в январе 2015 г. — в парламент.

Иван МИХАЛЕВИЧ