$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

На перепутье

24.02.2009

По мнению специалистов, официальному рынку подержанных машин угрожает значительный спад продаж. Виной тому — активизация «серых» продавцов. О том, как салоны собираются выходить из сложившейся ситуации, корреспонденту «ЭГ» рассказал директор ООО «Автобай» Евгений Лахманов.

- Каковы результаты работы рынка за прошлый год и каких изменений в показателях стоит ожидать в 2009 г.?

— В 2008 г. белорусы истратили на приобретение машин около 500 млн. USD. Более 80% этой суммы вложено именно в автомобили с пробегом. Причем через официальные салоны куплена только 1/10 часть от общего количества уже послуживших «железных коней».

Такая ситуация сложилась из-за неразвитости местного автопрома, в результате чего государство не создает барьеров для торговли подержанными иномарками. С одной стороны, это упрощает работу компаниям, предлагающим клиентам такие машины, а с другой — усложняет. Ведь ограничений для «серого» рынка пока нет.

В основном сделки проводятся между физлицами. Налоги при такой схеме, естественно, не платятся. По моим подсчетам, государство только в 2008 г. недополучило на авто с пробегом свыше 30 млн. USD. В нынешнем году в связи с кризисом потери официальных дилеров возрастут кратно. Рост объема «серых» и «черных» сделок наблюдается уже сегодня.

В свою очередь, для тех, кто пытается работать на законных основаниях, настали тяжелые времена. Рынок уже начали покидать слабые игроки. Думаю, учитывая экономические предпосылки, эта тенденция сохранится.

- Будут ли автодилеры вести борьбу с нелегальным рынком торговли подержанными машинами?

— По мнению ряда менеджеров, в нашем бизнесе назрела необходимость создания ассоциации продавцов автомобилей с пробегом. Нам нужно объединиться для разработки критериев качества продажи машин и совместными усилиями внедрить цивилизованный европейский подход.

Кроме того, актуальна разработка единых правил, регламентирующих гарантийные обязательства продавцов. Это также позволит отрегулировать рынок.

- Следует ли ожидать падения цен на автомобили?

— Вряд ли они заметно упадут. Скорее, наоборот — некоторые производители объявили о незначительном повышении цен. Данная ситуация объясняется тем, что в отличие коллег, реализующих новую продукцию, мы не перекредитованы и соответственно готовы подождать лучшей конъюнктуры рынка.

- Какие меры собираетесь предложить для стабилизации сбыта?

— Что касается оптимизации бизнеса, то здесь поможет внедрение передовых методов работы с клиентами, расширение дополнительных услуг, определенная смена ассортимента (акцент на более дешевые классы), обеспечение возможности заказа машины определенной марки и года, ну и, конечно, улучшение качества продаваемых нами авто.

В том числе и для этой цели создается специальная компьютерная система, обеспечивающая прямой контакт с европейскими и американскими трейдерами подержанных машин. Работая с ними, мы получим возможность предлагать более низкие чем сейчас цены.

Эдуард ТРОШИН