$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

На переломе субсидиарной экономики

07.08.2007

Страна меняется. Наступил новый век, и это неизбежно. К тому же давят и заставляют адаптироваться к изменениям мирового и регионального рынков внешние факторы. Субсидии и государственная поддержка становятся немодными. Предприятия сами решают, что и как им производить и как искать решение в непростых ситуациях. Тарифы на газ выросли в 2 раза, и уменьшение издержек становится стратегическим фактором выживания. Что же происходит в нашем реальном секторе с начала этого года?

Пользуясь социалистической терминологией, можем сказать, что «себестоимость» растет. За первый квартал прирост издержек хозяйственных субъектов составил 19,8% по сравнению с прошлым годом. Это много. Рост тарифов на энергоресурсы сказался именно таким образом.

Теоретически 20% прироста издержек должны сказаться на ценах и прибыли. Цены, однако, растут невысокими темпами. Сказывается административная дисциплина. Она играет положительную роль на краткосрочном отрезке изменений, но инфляционную болезнь надолго вглубь не загонишь.

Жертвуем, естественно, прибылью, т. е. инвестиционными интересами предприятий. По сравнению с ростом издержек прибыль менее динамична. Она увеличилась всего на 7,4% в масштабах всей экономики. В промышленности практически вообще нет прироста прибыли (+0,8%).

Есть и феноменальные достижения. Судите сами, в непроизводственной сфере бытового обслуживания прибыль увеличилась в 2,6 раза, в материально-техническом снабжении рост прибыли составил 236,9%. Высоких результатов добились торговля и общественное питание — 192,4%. При этом торговые предприятия увеличили общую выручку на 28%, а прибыли получили в 2 раза больше по сравнению с прошлым годом. Пора приглашать на стажировку европейские и американские торговые монополии. За год увеличить прибыль в 2 раза — это менеджерский и маркетинговый феномен страны.

Важный элемент нынешней ситуации — финансовое положение самых прибыльных и самых неприбыльных сегментов национальной экономики.

Как видим, у передовиков финансовых провалов нет (табл.1)*. За исключением нефтепереработки, что связано с действиями России, желающей контролировать поставки нефти в Беларусь. Нас подводят к краху, показывают, что сами мы можем обеспечить прибыльность нефтепереработки всего на 3,3%. Подталкивают к мысли, что надо продать нефтеперерабатывающие заводы российским олигархам. Это вызов, на который придется отвечать белорусскому правительству и нашей экономической элите. Да, мы можем создать собственную единую корпорацию по производству и переработке нефти, но это форс-мажор. А что потом? Нужна долговременная стратегия выхода на параллельные нефтяные рынки и инфраструктуру трубопроводов. Думается, что идти надо на юг. Разрабатывать южный вектор совместно с Украиной и другими соседями.

Теперь посмотрим, как обстоят дела у аутсайдеров секторальной экономической эффективности (табл.2)*. Реально не могут быть самодостаточными эти 5 отраслей. Равно, как и наша нефтепереработка, ставшая на один уровень с переработкой молока. Производство муки и деревообработка при таком положении дел станут в обозримом будущем провальными сегментами производства. Нужна новая промышленная политика.

Если смотреть вперед, то субсидирование должно быть уничтожено как феномен нашей национальной экономической жизни. Не сразу, а постепенно. С учетом реальной роли тех или иных предприятий в жизни страны и ее регионов. Вплоть до персонального подхода к каждому занятому на убыточных предприятиях. При этом можно вводить практику временной поддержки рабочих мест. Финансировать выплату заработной платы на время реструктуризации убыточных предприятий.

Способом санации надо считать и merger — слияние нескольких предприятий, создание новых сетевых структур. Он распространяется быстро и успешно по всему миру. Будущее и есть «сетевая экономика».

Именно будущее и дает нам право быть более ответственными в принятии решений. Старые отрасли промышленности, доставшиеся нам с 19 века (легкая, перерабатывающая), будут испытывать растущую конкуренцию со стороны Китая и стран Юго-Восточной Азии. Эти страны с низкой заработной платой делают неконкурентной нашу «старую» промышленность. Ее гибель — вопрос времени. Мы же пока упражняемся в покупке оборудования для легкой промышленности из Китая. Поддерживаем свое отставание и предстоящую гибель.

Будущее старых отраслей далеко не оптимистично. Если не предпринимать усилий по формированию новых сегментов рынка в этих отраслях. Частных и эффективных. Что происходит, например, в брестском регионе, где швейная промышленность в частных формах не просто конкурирует, а выигрывает сегменты российского рынка. Причем без всякой государственной финансовой поддержки.

Отказ от тотального субсидирования должен сопровождаться снижением уровня административного контроля. Штрафы, пени, проверки не имеют смысла в ситуации, когда существует угроза обвала крупных предприятий и рынков. Наша страсть к наказаниям и административному контролю неуместна в условиях международной конкуренции. Наказывать наших производителей, когда иностранные вольготно живут в своих экономических пространствах, — преступление против национальных экономических интересов. И это также должно стать новой парадигмой государственной экономической политики. Впредь и надолго, если не навсегда.
 
Леонид ЗАИКО, экономический обозреватель «ЭГ»
 
* — с таблицами можно ознакомиться только в печатной версии издания