$

2.2378 руб.

2.4334 руб.

Р (100)

3.4137 руб.

Ставка рефинансирования

8.75%

Проблемы и решения

На мякине не проведешь

02.07.2002
Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации (БелГИСС) в мае с.г. направил в коммерческую организацию извещение следующего содержания: "Внимание! В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2002-01-19 г. N 40 во всех заявках и платежных поручениях необходимо указывать банковские реквизиты (р/с, код, УНН, ОКПО). Для более оперативной обработки ваших запросов и оформления товарных накладных просим ссылаться на номер договора. Ваш номер договора 1058/01-".

Если бы подобное извещение исходило от организации, непосредственно не связанной с государственными стандартами, то его можно было бы проигнорировать. В данном же случае положение обязывает.

Когда речь заходит об указе Президента -- необходимо "поднять" его и повторно детально рассмотреть.

Прежде всего отметим, что названного в извещении Указа N 40 от 2002-01-19 г. не существует. Но есть Указ "О дополнительных мерах по урегулированию экономических отношений" от 2002-01-16 г. N 40, который зарегистрирован в НРПА РБ 2002-01-17 г. за номером 1/3426. Он вступил в силу со дня официального опубликования в газете "Советская Белоруссия" -- 2002-01-19 г.

Если БелГИСС имеет в виду этот Указ, то в отношении его тоже следует сразу оговориться: он не предусматривает необходимость указания "во всех заявках и платежных поручениях банковских реквизитов (р/с, код, УНН, ОКПО)".

В этой связи заметим, что действовавший с 8.08.97 г. по 2002-01-18 г. Декрет Президента "О некоторых мерах по упорядочению экономических отношений" от 4.08.97 г. N 14 предусматривал (п.1.17), что неправильное указание или неуказание в товарно-транспортных накладных, счетах, платежных требованиях, поручениях и других документах обоснования применяемых цен, иных необходимых реквизитов влечет наложение штрафа в размере 10% суммы платежа.

По-видимому, более чем четырехлетний срок действия этой нормы оставил после себя в сознании людей глубокий след. И тем не менее сегодня ее надо забыть.

Аналогичная норма в Указе от 2002-01-16 г. N 40 изложена иначе (п.18): "Нарушение порядка составления (оформления) товарных, товарно-транспортных накладных, платежных инструкций и других первичных учетных документов -- влечет наложение штрафа на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в размере до 10 процентов сумм денежной оценки соответствующих хозяйственных операций". То есть здесь речь идет о наказании субъектов хозяйствования, нарушивших конкретные предписания, установленные нормативными актами по заполнению того или иного документа, а не о наказании за несоблюдение норм, регламентированных самим Указом. В Указе их просто нет.

Пункт 1.8 Указа от 2002-01-16 г. N 40 по сравнению с пунктом 1.17 Декрета от 4.08.97 г. N 14 изложен более корректно, и если говорить словами телевизионной рекламы, "это уже совсем другая игра".

Что касается непосредственно порядка составления (оформления) платежных поручений, несоблюдение которого наказуемо по Указу (п.1.8), то все аргументы "за" и "против" вытекают из Инструкции о банковском переводе, утв. постановлением правления Национального банка Республики Беларусь от 2001-03-29 г. N 66 (зарегистрировано в НРПА РБ 2001-04-27 г., рег. N 8/5770), в редакции постановления от 2001-08-30 г. N 226 (вступила в силу с 1.07.2001 г.). В частности, Инструкция и утвержденная форма платежного поручения (N 0401600031) предусматривает реквизиты, расчетный счет, код банка, УНН плательщика и получателя денежных средств, но не предусматривает реквизита "ОКПО". А чего нет, того нельзя нарушить.

Относительно вообще ОКПО следует иметь в виду, что классификатор ОКРБ 001-94 "Общегосударственный классификатор "Предприятия и организации" (именуемый в просторечии -- код ОКПО) был утвержден постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 30.06.94 г. N 6. Действие данного Классификатора отменено с 1.03.2000 г. постановлением Госстандарта от 2000-02-29 г. N 3. В связи с тем что в нормотворчестве кодов ОКПО нет уже более двух лет, они не должны указываться в хозяйственных договорах, счетах-фактурах, товарных накладных, официальных (фирменных) бланках, письмах-заявках и других документах. А значит, упоминание кода ОКПО в извещении БелГИСС необоснованно и говорит лишь о том, что должностное лицо, его написавшее, не отслеживает нормативные акты Госстандарта и, как следствие, оперирует устаревшими категориями.

Но, возможно, код ОКПО дорог работникам БелГИСС как память, или же Общегосударственный классификатор ОКРБ 018-99 "Юридические лица и индивидуальные предприниматели" (ОКЮЛП), принятый взамен ОКРБ 001-94 (ОКПО), не признается ими на том основании, что постановление Госстандарта от 14.09.99 г. N 16, утвердившее ОКРБ 018-99, не зарегистрировано в НРПА. А постановление Госстандарта от 30.06.94 г. N 6, утвердившее ОКРБ 001-94, напротив, зарегистрировано в НРПА. Более того, его регистрация в НРПА произведена 8.09.2000 г. (рег. N 8/4009), то есть спустя 6 месяцев после отмены (1.03.2000 г.) и 11 месяцев после введения в действие его преемника -- ОКРБ 018-99 (1.10.99 г.). Есть над чем задуматься.

И последнее, на что следует обратить внимание должностных лиц БелГИСС, -- это на необходимость оформления реквизитов не как бог на душу положит, а в соответствии с требованиями СТБ-6.38-95 "Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов". Стандарт утвержден постановлением Белстандарта от 20.10.95 г. N 11. Вступил в силу с 1.06.96 г. Согласно данному Стандарту следует писать не "2000-01-19 г.", а "2000-01-19", т.е. без "г".

У японцев многому можно поучиться. Например, допущенный брак они тот час же отзывают с многочисленными извинениями за причиненное неудобство или беспокойство.

Сегодня отечественные субъекты хозяйствования качественно отличаются от тех, которые функционировали в начале рыночного пути. Производственные организации негосударственной формы собственности, вынужденные в силу сложившихся обстоятельств обращаться в БелГИСС за покупкой государственных классификаторов технико-экономической информации, ГОСТов, СТБ и иных стандартов, стараются в деловых взаимоотношениях оперировать категориями, предусмотренными действующим законодательством.

Автор публикации: Валентин ПАВЛОВ, юрист


Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Опросы