Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
13.04.2012 17 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

НА КРАЮ ГЛОБАЛИЗАЦИИ©

В последнее время интеграционные процессы на постсоветском пространстве резко активизировались. Один за другим появились Таможенный союз, Единое экономическое пространство, Евразийский союз. А тут еще и «замаячила» перспектива жить по правилам ВТО, причем очевидно, что стать полноправным членом этой организации наша страна сможет не скоро. Будем реалистами — другого выбора у руководства страны не было. Мы и так уже почти 20 лет живем по своим понятиям о функционировании экономики, чем порой удивляем даже наших партнеров по ТС и ЕЭП. Каковы же будут последствия вступления России в ВТО в целом для белорусской экономики и отдельных предприятий?

В последнее время интеграционные процессы на постсоветском пространстве резко активизировались. Один за другим появились Таможенный союз, Единое экономическое пространство, Евразийский союз. А тут еще и «замаячила» перспектива жить по правилам ВТО, причем очевидно, что стать полноправным членом этой организации наша страна сможет не скоро.

Будем реалистами — другого выбора у руководства страны не было. Мы и так уже почти 20 лет живем по своим понятиям о функционировании экономики, чем порой удивляем даже наших партнеров по ТС и ЕЭП.

Каковы же будут последствия вступления России в ВТО в целом для белорусской экономики и отдельных предприятий?

Наша страна «стоит в очереди» на вступление в ВТО с 1993 г. При этом в соответствии с Концепцией совершенствования законодательства Республики Беларусь, одобренной Указом Президента от 10.04.2002 № 205, приведение нормативных правовых актов в соответствие с требованиями международных соглашений, заключенных в рамках ВТО, является приоритетным направлением развития правовой системы страны, а 21.08.2002 г. было принято постановление Совмина и Нацбанка № 1127/22 «О некоторых вопросах присоединения Республики Беларусь к ВТО».

Однако процесс вступления остановился на этапе двусторонних консультаций и переговоров со всеми заинтересованными странами — членами Рабочей группы об условиях членства страны-соискателя (т.е. Беларуси) в ВТО. По итогам последних заседаний нам не удалось добиться решения о переходе к следующему этапу — подготовке проекта доклада Рабочей группы — итогового документа, содержащего пакет обязательств республики как члена ВТО.

Отметим, что наш третий партнер по ЕЭП — Казахстан, судя по публичным заявлением его президента и руководства ВТО, завершит переговоры до конца текущего года, а с 2013 г. станет ее полноправным членом.

Таким образом, для Беларуси может сложиться уникальная, не имеющая прецедентов в мировой практике, ситуация: быть участницей экономического союза с высоким уровнем наднациональных полномочий, в котором все страны, кроме нас, являются членами ВТО.

Тарифная политика

Опубликованный на сайте ВТО документ констатирует, что Россия обязуется ускорить свою интеграцию в мировую экономику. С момента присоединения (ориентировочно — лето 2012 г.) Россия должна полностью применять все нормы ВТО, кроме узкого перечня исключений в течение переходного периода. Обязательства включают в себя обеспечение странам — партнерам по ВТО доступа на российские рынки товаров и услуг, описываемое 30 многосторонними соглашениями по услугам и 57 соглашениями по товарным рынкам. Среди них обязательства по товарам, услугам; системные обязательства, в т.ч. по субсидиям, лицензированию импорта и особым экономическим зонам, по ценам на энергоносители, санитарным мерам, техрегулированию и т.д.

По истечении всех переходных периодов около половины ставок российских импортных пошлин останется на уровне не ниже нынешнего Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТ), а около 30% — снизится не более чем на 5 процентных пунктов. При этом для более 1/3 национальных тарифных линий конечная ставка пошлин начнет действовать с момента присоединения России к ВТО, для 1/4 — через 3 года, а для легковых автомобилей, вертолетов и гражданских самолетов — через 7 лет.

Если сегодня средневзвешенная ставка ЕТТ составляет 10,293, то в рамках ВТО она снизится с начального уровня 11,85 до конечного 7,147. По сельхозпродукции сегодня средневзвешенная ставка ЕТТ составляет 15,634, по промышленным товарам — 9,387. В рамках ВТО они снизятся с начальных уровней 15,178 и 11,256 до 11,275 и 6,410 соответственно. В целом снижение средневзвешенной ставки, в т.ч. по промтоварам, от текущего уровня до конечного, согласованного в переговорах, составит порядка 3 процентных пунктов, а по сельхозпродукции и продовольствию — до 4,4 п.п.

Оценки выгод вступления России в ВТО диаметрально противоположны. Эксперты Всемирного банка прогнозируют, что членство в ВТО даст российскому ВВП прибавку примерно на 2,8% в краткосрочной перспективе, 3,3% — в среднесрочной и 11% — в долгосрочной, т.е. по 0,4–0,5 п.п. в год в течение следующих 7 лет. Это произойдет, в частности, за счет уменьшения потерь от ограничений в отношении российского экспорта, которые оценивается в размере 3,5–4 млрд. USD ежегодно.

Однако большинство независимых российских экспертов менее оптимистичны. Они оценивают потери бюджета РФ только от снижения вывозных и ввозных пошлин к 2020 г. в размере 290 млрд. RUB в текущих ценах, косвенные потери (от сокращения объемов и рентабельности производства в наиболее чувствительных отраслях) — в 160 млрд., а потери по социальным взносам с зарплат и пособий по безработице — еще в 50 млрд. В целом потери ВВП оцениваются в 3,5%, в т.ч. в промышленности — 16%, в частности, в обрабатывающей — 23% (14% — прямое сокращение производства и 10% — упущенный рост).

Интересно, что главный переговорщик по вступлению России в ВТО — глава департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков разделяет эти опасения. В одном из своих интервью он признал, что в последний год 7-летнего переходного периода при существующем объеме торговли, импорта падение бюджетных доходов от пошлин составит 230–240 млрд. RUB (около 8,5 млрд. USD).

Поэтому неудивительно, что 12 марта Владимир Путин выразил озабоченность последствиями вступления России в ВТО и поручил Минэкономразвития разработать и внедрить необходимые защитные компенсационные меры до апреля 2012 г. Удивительно другое — почему российские власти, 18 лет упорно настаивая на вступлении в ВТО, не просчитали заранее все потери?

Не будем следовать их примеру хотя бы в этом.

Главная угроза от российского «блицкрига» в ВТО для Беларуси заключается в том, что согласно правилам ВТО любое региональное торговое соглашение не должно ухудшать условия доступа на рынки входящих в нее государств для третьих стран. То есть ставки ЕТТ и иные правила регулирования торговых процедур, включая меры господдержки национальных субъектов для всех стран — членов ЕЭП, должны быть установлены на уровне не выше российских обязательств перед ВТО.

Это уже в среднесрочной перспективе может привести к системным негативным последствиям для отечественной экономики и прежде всего — для отраслей и предприятий, реализующих крупные инвестпроекты с участием государства и крупных стратегических инвесторов, а также высокотехнологичных отраслей. Им, как показывает опыт сопредельных стран, уже присоединившихся к ВТО, грозит замещение экологически опасными и основанными на дешевом труде производствами или технологиями по первичной переработке локальных сырьевых ресурсов. Таким образом, вместо обретения Беларусью выгодного места в международном разделении труда может произойти откат ее экономики к более низким технологическим укладам.

Анализ МИД Беларуси в отношении более 1000 позиций ЕТТ показал, что российские обязательства перед ВТО будут существенно ниже (на 7–15%) существующих ставок ЕТТ. Из них более 50 позиций являются чувствительными для Беларуси, в т.ч. сухие молоко и сливки, некоторые краски и лаки, мыло, моющие и чистящие вещества, спички, плиты ДСП и ДВП, окна и двери деревянные, газетная бумага, бумага и картон гофрированные, посуда столовая и кухонная, холодильные витрины, телефонные аппараты, передающая аппаратура, телевизоры, новые седельные тягачи низкого экологического класса, самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, шприцы, сборные строительные конструкции из древесины.

Еще по 1500 позициям российские тарифные обязательства перед ВТО ощутимо ниже действующих ставок ЕТТ (на 4–6,5%). Из них более 160 позиций чувствительны для Беларуси (в частности, хлопья и гранулы картофельные, вата и марля, фанера, скатерти и салфетки бумажные, некоторые синтетические нити, различные ткани и текстильные изделия, стекловолокно, стиральные машины, печи микроволновые, антенны и передающая аппаратура, дуговые и прочие лампы, некоторые типы полуприцепов, мебель деревянная).

Направления главного удара

Например, в течение переходного периода пошлины на молоко, сливки сухие и сгущенные, сливочное масло снизятся с 25 до 20%, т.е. до уровня, действовавшего до 1.01.2010 г.

С момента присоединения к ВТО вводится квота на ввоз охлажденной говядины — 40 тыс. т на неопределенный период, ставка внутри квоты — 15%, сверх квоты — 55%, бессрочно. В случае ее отмены будет действовать «плоский» тариф 27,5%. Квота распределена между странами ЕС (29 тыс. т) и другими странами (11 тыс. т). Такая же схема по мороженой говядине, а объем квоты -— 530 тыс. т, из которых 60 тыс. т приходится на ЕС, тот же объем на США, 3 тыс. т — на Коста-Рику. На свинину устанавливается квота 400 тыс. т и 30 тыс. т тримминга, внутри которой нулевая ставка. Все что сверх данного количества облагается по ставке 65%. После 31.12.2019 г. вместо этого будет применяться единый тариф на уровне 25%. В 8 (!) раз — с 40 до 5% будет снижены пошлины на ввоз живых свиней.

На мясо птицы с момента присоединения к ВТО устанавливается квота в 250 тыс. т, на мясо птицы механической обвалки — 100 тыс. т и 14 тыс. т на индейку (ставка внутри квоты — 25%, сверх квоты — 80%), бессрочно. Если квота будет отменена, единая ставка составит 37,5%.

На готовые продукты из рыбы пошлины снизятся незначительно — с 15% до 12,5–12% за 1–3 года. Что касается рыбного сырья, то на многие его виды пошлины снизятся с нынешних 10% до 6--8%, в отдельных случаях до 3--5%.

С момента присоединения российские импортеры алкоголя будут избавлены от необходимости получать импортные лицензии. Правда, при обращении в соответствующие институты ВТО России может быть предоставлено право ввести государственную монополию на оптовую торговлю алкоголем.

Ставки пошлин на иностранные лекарства снизятся с 15–5% до 6,5–5% в течение переходного периода (2–3 года), а пошлины на медицинское оборудование и лекарственные субстанции — до 2–3%.

Для рынка химической продукции вступление в ВТО в основном не будет иметь значимых последствий. В целом ставка пошлины снизится с 10% до 6,5--5% в течение переходного периода (2–3 года). В случаях, когда снижение более существенно (косметические средства, мыло и моющие средства, линолеум, некоторые готовые изделия из пластмасс), переходный период составит 5–6 лет.

В течение 3 лет после присоединения будут отменены пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу. Пошлины на бытовую электротехнику и электронику снизятся с 15% до 7--9%. Будут заметно снижены или отменены ставки пошлин на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование.

На легковые автомобили уровень тарифов на момент присоединения к ВТО должен вернуться к уровню до 2009 г. Сразу после вступления пошлины на ввоз новых автомобилей будут понижены с нынешних 30% до 25%, а затем в течение 7 лет — с 25% до 15%, причем в основном в последние 3 года. При этом пошлины на бывшие в употреблении (от 3 до 7 лет) автомобили сохранятся на уровне 20%.

На новые импортные грузовики полной массой 5–20 т пошлины к 2016 г. снизятся с нынешних 25% до 15%, массой более 20 т — с 25% поэтапно сначала до 10%, а затем и 5%. При этом ставки на новые импортные седельные тягачи уровня «Евро-4» и выше останутся прежними — 5%. Сразу после официального присоединения России к ВТО ставки на подержанные импортные грузовики в возрасте до 7 лет снизятся сначала до 15%, а затем до 10% (на автомобили старше 7 лет ставка составит 1 EUR за 1 см3 рабочего объема двигателя).

Ставки на новые автобусы упадут с нынешних 20–10% до 10–7,5% (в зависимости от типа и пассажировместимости), а на подержанные в возрасте до 7 лет — до 15–10% (ныне 30%, но не ниже 2,2 EUR за 1 см3 рабочего объема двигателя). Ставки на автобусы старше 7 лет планируется оставить на прежнем уровне — 3 EUR за «кубик».

Правда, россияне придумали иной способ защитить свой автопром от импортных конкурентов путем введения дополнительного налога на утилизацию подержанной техники. Но для Беларуси это ситуацию не улучшит.

Сразу же после присоединения России к ВТО импортные пошлины на сельхозтехнику должны уменьшиться с нынешних в среднем 15% до 5–10% практически по всей номенклатуре.

Снижение пошлин по названным позициям существенно увеличит импорт и, соответственно, конкуренцию на рынке России и в целом Таможенного союза. Это серьезно осложнит условия работы для многих белорусских предприятий, производящих указанную выше продукцию. Весьма чувствительными для нас окажутся вопросы, касающиеся сектора услуг, обязательств по промышленным субсидиям и особым экономическим зонам, авторскому праву, таможенным процедурам. Но это — тема отдельного разговора.

Пора искать ответы

Конечно, можно просто смириться с присоединением России к ВТО. Но правильно ли это? Последние научные исследования социально-экономических последствий вступления Беларуси в ВТО были проведены в НАН Беларуси почти 10 лет назад и сегодня уже не актуальны. Поэтому необходимо срочное комплексное изучение влияния интеграционных процессов в формате ТС, ЕЭП и ВТО на национальную экономику. В частности, следует провести анализ условий ее функционирования в составе ТС, ЕЭП, ВТО, обосновать сценарии переговорной политики и меры по диверсификации экономики, дать оценку последствий на макро- и микро уровнях от присоединения России к ВТО. Кроме того, необходима оперативная и принципиальная доработка основных государственных программ и стратегий — развития экспорта и промышленности, инновационного и технологического развития, привлечения иностранных инвестиций и др.

Только в этом случае ожидаемые отрицательные последствия для белорусской экономики от функционирования «по понятиям» ВТО, причем не по своей воле, могут быть сведены к минимуму, а потенциальные выгоды от международной интеграции использованы по максимуму.

Георгий Гриц, заместитель председателя БОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация», кандидат экономических наук

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений