$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

НА КОНКУРЕНТНОМ ФРОНТЕ ПОБЕЖДАЕТ «ГОМСЕЛЬМАШ»

20.08.2010

В 2010 г. Беларусь не закупала импортную зерноуборочную технику, сообщили «ЭГ» в Минсельхозпроде. Наши аграрии поддерживают отказ от нее в пользу отечественных комбайнов.

Сегодня на хлебных полях республики работает 1 700 комбайнов, для которых это первый сезон. Причем все они белорусского производства, уточнил замминистра сельского хозяйства и продовольствия Василий Павловский. По его словам, столь масштабного обновления зерноуборочного парка страны за счет отечественной техники ранее не производилось. И, что самое главное, нареканий от комбайнеров и руководителей хозяйств на ее качество не поступает, подчеркнул замминистра.

Мне приходилось работать на разной технике, но лучше всех — Palesse GS12» (КЗС - 1218) — мнение комбайнера Михаила Солдатенко из КСУП «Чемерисский» Брагинского района, первым на уборочной-2010 намолотившим одну тонну зерна на Гомельщине. По словам директора хозяйства Геннадия Кравченко, машины ПО «Гомсельмаш» не уступают по качеству зарубежным аналогам, но при этом значительно дешевле их.

В 2009 г. Беларусь закупила 157 зерноуборочных комбайнов иностранного производства (114 из России и 43 — из Германии) на сумму 28 млн. USD. Три–четыре года назад мы завозили их еще больше, благо средства на это были. Особенно много их появилось в Минской области, которая планировала ежегодно давать стране не менее 2 млн. т хлеба.

Западная техника привлекала наших крестьян прежде всего высокой производительностью и низкими потерями зерна при отменном качестве. Например, немецкий Claas предлагает потребителям широкий модельный ряд мощностью от 89 до 405 кВт. Из них белорусы предпочитают оснащенные эффективными молотильными системами модели «Мега» и «Лексион», которые и завозились чаще других.

По данным Минсельхозпрода, сегодня в сельхозпредприятиях насчитывается 870 импортных комбайнов — около 7,5% всего парка зерноуборочной техники страны. Впрочем, если в западных и центральных районах доля зарубежных машин выше среднего, то в восточных и южных — ниже. В Гомельской области, например, меньше 5%.

Однако, отметил В.Павловский, продолжаться импорт этой техники вряд ли будет. Выбор делается в пользу продукции «Гомсельмаша», которую в Минсельхозпроде считают вполне конкурентоспособной по соотношению цена/качество.

В 1999 г. на поля страны вышли первые пятьдесят зерноуборочных комплексов КЗР-10 «Полесье-Ротор». Затем в объединении стали собирать простенькие комбайны КЗС-7. Однако тягаться им с ростовскими «Донами», или польскими Bizon, которые тогда начали активно закупаться Беларусью, было не по силам. Бортовой компьютер, приспособление к неровностям поля, всего лишь 1,5% потерь зерна — эти и другие преимущества «бизонов» казались недосягаемыми для белорусской техники.

Тем не менее гомельчане за несколько последних лет совершили качественный прорыв. Созданы четыре базовые модели, самая популярная из которых GS12. Выйдя на рынок в 2007 г., она рассчитана на пропускную способность 12 кг хлебной массы в секунду и выдает 18 т бункерного зерна в час. В ней воплощены многие преимущества импортных комбайнов, и прежде всего, как считают эксперты, немецких.

Мы вошли в число крупнейших мировых производителей сельскохозтехники, считает генеральный директор «Гомсельмаша» Валерий Жмайлик. На мировом рынке зерноуборочной техники ежегодно реализуется порядка 35 тыс. машин в год. В 2009 г. ПО увеличило объем производства на 17% по сравнению с 2008 г. и выпустило более 3 тыс. комбайнов. В текущем году в объединении намечен рост объемов товарной продукции на 7–8%.

По мнению В.Жмайлика, потенциал производства и конструкторской службы сегодня таков, что позволяет создавать новые модели, модернизировать серийную технику, производить сложные сельхозмашины в объемах, полностью закрывающих потребности белорусского АПК. Гомельские комбайны также все активнее начинают теснить других производителей на внешнем рынке, прежде всего постсоветском. В 2008 г., например, было реализовано 777 машин на российском рынке.

«Гомсельмаш» вместе с дилерами сформировал там скидки на все виды своей техники, благодаря чему ее приобретение обходится российским хозяйствам значительно дешевле. Большое значение, считает гендиректор, имеет также соглашение между белорусским правительством и Сбербанком России о компенсации из нашего бюджета части процентов по кредитам на приобретение гомельской сельхозтехники, а также программа ОАО «Промагролизинг» по реализации наших машин в РФ на условиях лизинга. Везде, где это возможно, гомельчане идут на реализацию совместных программ с администрациями регионов РФ. Среди них — совместная сборка комбайнов в Амурской области с поддержкой продаж за счет средств регионального бюджета.

Разумеется, гомельчане сталкиваются с жестким противодействием конкурентов из «Ростсельмаша». «Белорусские сельхозмашиностроители своими щупальцами опоясали Россию, вползая, ввинчиваясь в российский бизнес, демпингуя и создавая псевдопредприятия за счет российских налогоплательщиков», говорится на сайте этой компании. Дела у нее, как свидетельствует статистика, идут неважно. Если в 2007–2008 гг. «Ростсельмаш» реализовал потребителям 6,1 тыс. комбайнов, в 2008–2009 гг. — только 4,1 тыс.

Между тем «Гомсельмаш» в 2009 г. экспортировал свою продукцию на 217 млн. USD. Им созданы совместные предприятия в Украине, Казахстане, Китае, на чьих рынках гомельчане планируют добиться серьезных успехов в ближайшие годы. Росту экспорта способствуют сертификации новой техники за рубежом, создание свыше 90 дилерских компаний за пределами Беларуси, развитая сервисная инфраструктура и обучающие центры.

Наибольшая доля внешних продаж также приходится на модель Palesse GS12. Поэтому в объединении было принято решение о ее дальнейшем совершенствовании. В настоящее время испытываются новые образцы этого комбайна. Конструктивные изменения и улучшение дизайна призваны улучшить условия работы комбайнеров, упростить сервис машин и, как результат, — повысить их популярность в Беларуси и за ее пределами.

Иван МИХАЛЕВИЧ