Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Мнения
25.06.2002 16 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

На горизонте замаячил призрак нового "приведения"

1 июля завершается очередной срок перерегистрации учредительных документов

1 июля завершается очередной срок перерегистрации учредительных документов

Как известно, Декретом Президента от 2000-11-16г. N 22 "О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999г. N 11 и некоторых вопросах государственной регистрации отдельных юридических лиц" было утверждено в новой редакции Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования. Декретом N 22 для основной массы коммерческих и некоммерческих организаций республики был установлен срок для приведения своих учредительных документов в соответствие с этим Декретом и Гражданским кодексом -- 1 июля 2001г. Позднее Декретом N 21 от 2001-07-30г. "О внесении изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2000г. N 22" этот срок был продлен до 1 июля 2002г.

ДО 1 ИЮЛЯ осталось немного. Продления срока т.н. перерегистрации, скорее всего, больше не будет. Причина не только в том, что он уже дважды продлевался (впервые он был установлен Декретом N 11 от 16.03.1999г.), но еще и в том, что на горизонте замаячил призрак нового приведения. Мы имеем в виду нормативный акт, готовящийся в недрах исполнительной власти о регистрации, в котором планируется предусмотреть ее упрощенную процедуру, единый регистрирующий орган и т.д. Как-то не хочется портить настроение учредителям юридических лиц, но вряд ли наши уважаемые государственные органы удержатся от соблазна получить еще 100 граммов молочка от любимой (и от этой любви на нет издоенной) коровки.

Кстати, первый звонок в этом направлении уже прозвенел: в ст.4 Закона Республики Беларусь от 2002-05-25г. "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Беларусь" предписано всем юридическим лицам привести свои учредительные документы в соответствие с этим Законом в течение двух лет со дня вступления его в силу. Указанный Закон вступил в силу с 10 июня 2002г. Он внес юридические коррективы в статус многих видов коммерческих и некоммерческих организаций. Участникам (собственникам) этих организаций следует внимательно изучить изменения и отразить их в своих учредительных документах до 10 июня 2004г. Безусловно, это касается лишь тех, кто успеет до 1 июля 2002г. выполнить требования декретов N 22 от 2000-11-16г. и N 11 от 16.03.1999г. Другим же нет смысла бинтовать палец, когда голова на плахе:

Бытовало мнение, что к 1 июля 2002г. уже надо получить свидетельство о государственной регистрации нового образца. Эту идею особенно любят смаковать чиновники регистрационных департаментов. Однако соответствующие декреты Президента не содержат подобного прямого указания. Поэтому еще не поздно 28 июня (последний рабочий день перед 1 июля) принести в регистрирующий орган свои учредительные документы, изложенные в новой редакции.

Тем, кто не успеет уложиться в этот срок, можно отправить документы по почте в субботу 29 июня и с чистой совестью предстать пред очи чиновника после того, как документы поступят в регистрационный отдел.

Кстати, Минюст считает, что документы с целью приведения их в соответствие с декретами Президента можно подавать и после 1 июля (письмо в адрес Мингорисполкома от 2002-05-27г. N 05-05-6516). Во всяком случае, у регистрирующего органа нет оснований для отказа в приеме по причине истечения указанного срока.

НА ПРАКТИКЕ часто имеют место случаи отказа чиновника в приеме документов. Такое действие изначально неправомерно: декретами и Гражданским кодексом не предусмотрено право не принимать документы для регистрации. Необходимо потребовать взять документы, а чтобы потом не было споров вроде "сдавал -- не сдавал", заставить еще и подписать сопроводительное письмо, в котором перечислить переданные документы. Если чиновник откажется с вами разговаривать -- сдать документы через канцелярию, а на имя председателя исполкома (главы администрации) тут же написать жалобу, суть которой свести к простой формуле: подобными действиями нарушаются декреты Президента и согласно п.3 Декрета N 11 от 16.03.99г. на правонарушителя может быть наложен штраф в размере до 10 базовых величин должностными лицами Комитета государственного контроля или Министерства юстиции.

Существует возможность для участников (собственников) побороться за жизнь своего детища. Например, в случае каких-либо разногласий с регистрирующим органом по поводу регистрации изменений и дополнений в учредительные документы или при возникновении неординарной ситуации (в частности, когда умер один из учредителей). Здесь следует официально подать необходимые документы в регистрирующий орган, а после получения отказа в государственной регистрации обратиться в хозяйственный суд с иском о признании недействительным такого отказа либо уклонения от регистрации. Иск следует подать не позднее 30 дней со дня получения отказа или начала уклонения от регистрации. В данном случае срок для приведения документов в соответствие с законодательными актами закончится тогда, когда вступит в законную силу решение хозяйственного суда.

Между прочим, в декретах Президента четко не прописаны последствия непрохождения т.н. перерегистрации до 1 июля для самих юридических лиц. Думается, что по общему правилу за грубое нарушение законодательства они могут быть ликвидированы. А вот для участников (собственников) установлена прямая административная ответственность: согласно п. 2.9 Указа Президента Республики Беларусь N 40 от 2002-01-16г. за невнесение в учредительные документы юридического лица изменений и дополнений и (или) непредставление учредительных документов для государственной регистрации в случаях и в сроки, установленные законодательством, на указанных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 до 50 базовых величин. Совсем непонятно, за что же в данном случае можно наказать директора неперерегистрированного предприятия. Ну, разве что от отчаяния, когда невозможно будет отыскать участников.

Кстати, не всегда (а точнее -- не все) участники понесут ответственность по п.2.9 Указа N 40. Если документы в новой редакции не были подписаны из-за нежелания или нерасторопности какого-либо из участников, то другой (или другие) не могут быть оштрафованы, т.к. в данном случае отсутствует важный признак для наложения наказания -- вина. Если все же штраф будет применен в отношении невинного лица, оспаривайте законность его наложения через суд.

Пунктом 2.9 Указа N 40 предусмотрена ответственность и индивидуального предпринимателя за непредставление в регистрирующий орган в случаях и в сроки, установленные законодательством, документов для внесения изменений и дополнений в свидетельство (штраф от 10 до 50 базовых величин). Учитывая, что декретами Президента не предусмотрена обязанность предпринимателей привести в соответствие с законодательством свидетельство до 1 июля 2002г., наказать их за это нельзя.

Тем, кто все-таки хочет работать после 1 июля, не боясь того, что все доходы (выручка) будут взысканы в бюджет, настоятельно рекомендуем использовать оставшиеся дни для разрешения внутренних проблем и оформления в срок до 1 июля необходимых документов и подачи их в регистрирующий орган в течение 30 дней с момента подписания участниками (собственниками). Удачи!

Игорь БУЕВИЧ,
директор правового ООО "Юридические тонкости"
 
В стране и столице

На 1.04.2002г. в республике зарегистрировано 23,7 тыс. субъектов малого предпринимательства (2001г. -- 27,8 тыс.). Лидером по их количеству является сфера торговли и общественного питания -- 46,4% (2001г. -- 42,8%). В промышленности сосредоточено 19,6% (2001г. -- 21,1%), строительстве -- 11,3% (2001г. -- 11,7%), в сфере транспорта -- 5,6% (2001г. -- 5,8%).

На 1.06.2002г. в республике зарегистрировано 191,3 тыс. индивидуальных предпринимателей (2001г. -- 180 тыс.): увеличение составило 11,3 тыс. человек, или 6,3%.

От малого бизнеса за пять месяцев 2002г. поступило платежей в бюджет около 402,8 млрд.руб. Удельный вес данного сектора в общем объеме поступлений в бюджет за указанный период составляет 19,1% от их общего объема (2001г. -- 17,5%).

В Минске сосредоточено наибольшее количество субъектов хозяйствования. На 17.03.99г. (вступил в силу Декрет N 11) число зарегистрированных юридических лиц в Мингорисполкоме составляло 23268, из которых 13064 были зарегистрированы в жилом фонде.

По данным на 7.06.2002г. появилось 5192 вновь созданных юридических лица. В перерегистрации приняли участие 21351 (91,7%). Из них:

10698 (46,0%) -- сохранили прежнюю форму собственности либо реорганизованы;

3701 (15,9%) -- исключены из Единого государственного регистра в связи с принятием решения о ликвидации собственником, регистрирующим органом либо судом;

6609 (28,4%) -- обязаны устранить обнаруженные регистрирующими органами нарушения либо ликвидироваться;

343 (1,4%) -- снято с учета в связи с переходом в другой регистрирующий орган.

Ожидается, что около 2 тыс. юридических лиц еще готовятся пройти перерегистрацию.
 
По данным Всемирного банка:

Процедуры регистрации в Грузии, Армении, Украине и Беларуси
 
=====================================================================
                                Грузия,    Украина,   Армения,   Беларусь,
                                 2001г.     1999г.     2000г.     2001г.

=====================================================================
Время регистрации                15,2 дня  26,4 дня   27,3 дня   57,1 дня
Стоимость регистрации            114 USD   67 USD     73,8 USD   223 USD
%, уплаченный неофициально       46,4%     12%        27,4%      12%
Неофиц. платежи в среднем        126 USD   76 USD     43,3 USD   107 USD

Режим лицензирования в Грузии, Украине и Беларуси
 
=======================================================================
                                      Грузия     Украина   Беларусь,
                                      2001г.     1999г.    2001г.

=======================================================================
Число лицензий (в среднем)
на вид деятельности                      0,9       1,6       5,5
Время на получение одной лицензии        12 дней   21,4 дня  30 дней
Официальные платежи                      167 USD   162 USD   135 USD
%, уплаченный неофициально               19%       19%       18,9%
Сумма, уплаченная неофициально           157 USD   140 USD   67 USD

Частота проверок в Беларуси   Грузии     Украине и Армении
========================================================================
                                  Число в год                            
                 -------------------------------------------------------
                               Беларусь  Грузия    Украина   Армения
Налоговые органы                 2,2       3,7       5,1       1,5
Санитарная инспекция             4         3,9       4,2       1,2
Пожарная охрана                  2,2       2,5       2,9       1,3
Органы государств. стандарта     1,9       0,8       0,9       0,1
Инспекция по охране природы      1,8       0,7       0,7       0,3
Органы, занимающиеся
лицензированием                  2,2       0,5       0,6       Данных нет
Милиция (шестое управление)      4,7       0,2       2,0       0,1
============================================================

Выводы Всемирного банка:

о структуре промышленности

Без ускоренного развития малых и средних промышленных предприятий крупные предприятия Беларуси будут не в состоянии успешно конкурировать даже на внутреннем рынке.

Модели ускоренного развития малых и средних промышленных предприятий в странах с переходной экономикой имеются -- при наличии политической воли можно быстро получить результаты на национальном и(или) областном уровнях.

Соревнование между областями в развитии малых и средних предприятий послужит хорошим началом для скорейшего изменения структуры промышленности.

об условиях для бизнеса

В Беларуси самый низкий уровень коррупции среди стран бывшего СССР, в которых проводились подсчеты стоимости ведения бизнеса!

Должностные лица в Беларуси последовательнее всего применяют правила -- условия предсказуемые. В связи с тем что ряд инструкций устарел, возможны быстрые изменения путем их простой отмены или закрытия органов управления.

Тем не менее в Беларуси СИЛЬНЕЕ ВСЕХ осуществляется регулирование, и это единственная страна, где число мелких и средних компаний снижается.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений