$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

НА ЭЛЕКТРОННОМ ЦИФЕРБЛАТЕ ОСТАНОВИЛОСЬ ВРЕМЯ

29.03.2011

В Беларуси механизм электронных госзакупок пока не находит спроса. Госзаказчики не спешат расстаться с «бумажными» тендерами, применение которых планируется резко сузить уже в 2012 г.

Нормативная база, регламентирующая проведение электронных торгов по государственным закупкам товаров (работ, услуг), была сформирована к 1 марта. Торговую площадку в соответствии с Указом Президента от 30.12.2010 № 708 «О проведении электронных аукционов» и постановлением Совмина от 31.12.2010 № 1923 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 708» открыла Белорусская универсальная товарная биржа. Но ни одного аукциона здесь пока не состоялось — нет ни заказчиков, ни участников. Они проявляют любопытство, но не более.

Согласно Указу № 708 электронные аукционы — дело в 2011 г. добровольное. Организации вправе прибегать к ним наряду с привычными «бумажными» процедурами торгов, не получив при этом никаких юридических или экономических преимуществ. Неудивительно, что выбор падает на опробованные механизмы — прежде всего в силу богатой практики. Например, в 2010 г., по данным Минэкономики, в Беларуси было проведено порядка 193,5 тыс. процедур (на 10,4% больше, чем в 2009 г.). Их организацию заказчики в основном брали на себя — посредникам в лице организаторов, уполномоченных организаций поручалось выполнение этих функций лишь по решению вышестоящих органов.

К тому же затраты на организацию процедуры небольшие, а преимущества личных контактов при выборе поставщиков очевидны для участников. Кстати, последних Минэкономики в прошлом году насчитало свыше 354 тыс. Подавляющее большинство потенциальных поставщиков (98,98%) — резиденты, хотя наше законодательство не запрещает выходить на белорусский рынок госзакупок и иностранным компаниям.

Рискну предположить, что добровольно повернуть эту массу лицом к электронным аукционам вряд ли получится. Завлечь кое-кого на свою площадку БУТБ, возможно, и удастся, но в идею самостоятельного отказа сотен, тысяч заказчиков в пользу посредничества на основе электронных технологий не сильно верится. Одни организации тесно «сдружились» с небольшим кругом постоянных поставщиков, другие плохо представляют новый механизм их выбора.

Например, в таком незнании призналась «ЭГ» секретарь конкурсной комиссии ГУ «Хоккейный клуб «Юность-Минск» Татьяна Сокорева. Ей, как и другим представителям опрошенных бюджетных организаций, которым приходится закупать много и часто, «бумажные» тендеры порядком надоели, но неизвестность, которую таит электронная процедура, сдерживает от поспешного перехода на нее.

Впрочем, проблемы действующего механизма отечественных госзакупок не только в устаревших «бумажных» технологиях, но и в его слабой экономической эффективности. Минэкономики признало, что по итогам 2010 г. экономия денежных средств от проведенных процедур составила в республике 999,7 млрд. Br, относительный экономический эффект — 6,4%, тогда как в 2009 г. — соответственно 1031,5 млрд. Br и 9,1%.

Основная причина — отсутствие должной конкуренции. Анализ свидетельствует, что конкурентные процедуры (открытого и закрытого конкурса (торгов), запроса ценовых предложений, оформления конкурентного листа, переговоров) составили 64,9% от общего количества (в 2009 г. — 66,7%). Остальные 35,1% — удельный вес неконкурентной процедуры, т.е. закупки из одного источника. В 2010 г. заказчики воспользовались ею почти в 68 тыс. случаях. Интерес к ней не случаен, поскольку позволяет выбирать поставщика фактически на его ценовых условиях, причем юридические ограничения применения этой процедуры легко преодолеваются. Достаточно обосновать отсутствие необходимого времени на организацию и проведение конкурса или процедуры запроса ценовых предложений. Заметную лепту в сужение конкурентной среды на рынке госзакупок внесло установление перечня товаров, закупаемых с применением процедуры закупки из одного источника, утв. постановлением Совмина от 23.06.2010 № 960. Благодаря ей многие отечественные поставщики получили прямой доступ к госресурсам, что полностью расходится с целями Указа Президента от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь», ориентирующего на их эффективное расходование.

По итогам процедуры закупки из одного источника в прошлом году было подписано договоров на 4,16 трлн. Br — 26,5% от объема по всем процедурам. В снижении этой доли рынка госзакупок за счет создания конкурентной среды кроется значительный резерв экономии бюджетных средств. Электронные аукционы позволяют задействовать этот резерв.

Свидетельство тому — российский опыт. Здесь на электронных площадках, которые, в отличие от наших, работают в полную силу, прослеживается прямая зависимость между числом участников аукционов и размером экономии на торгах. Чем больше претендентов, тем значительнее их скидки на поставку товаров (работ, услуг). Поэтому в этой стране в 2011 г. размер экономии госсредств, по прогнозам местных экспертов, превысит 1 трлн. RUB, что составляет порядка 20% всего объема рынка госзакупок. Прозрачность этого рынка, достигнутая благодаря переходу на электронные технологии, нравится далеко не всем в России. «Бумажные» тендеры позволяли местным чиновникам воровать огромные госсредства, поэтому сегодня с их стороны наблюдается настойчивое желание вернуть утраченные позиции путем «совершенствования» нормативной базы. Минэкономразвития РФ недавно опубликовало концепцию законопроекта «О федеральной контрактной системе», который должен заменить существующий федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». По мнению авторов проекта, нынешняя российская система размещения госзаказов на аукционах с понижением первоначальной цены не обеспечивает качественного исполнения контрактов. Законопроект предлагает заказчику полную свободу действий: он может допускать любых поставщиков по критерию репутации, выбирать, участвовать в электронном аукционе или нет. Но, по мнению общественности, бизнесменов и некоторых чиновников, такая свобода приведет к резкому росту коррупции и отсутствию какой-либо конкуренции.

Кто победит в этом споре, покажет время. Однако итоги этой борьбы могут коснуться и Беларуси. Как известно, именно Соглашение о государственных (муниципальных) закупках, инициированное Россией и заключенное 9.12.2010 г. странами ТС в рамках формирования ЕЭП, заставило Беларусь срочно заняться внедрением электронных аукционов. Но если в Москве от аукционов откажутся, то и Соглашение придется изменять. Так что прощаться с «бумажными» тендерами, пожалуй, рано.

Михал СТЕЛЬМАК