$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

НА ЧУЖЕСТРАНЦЕВ НАДЕЙСЯ, НО САМ НЕ ПЛОШАЙ

30.09.2011

В условиях глобализации рынков для многих государств труд зарубежных управленцев является обыденностью. В целях повышения эффективности национальных экономик их, как свидетельствует современная история, привлекают даже в госсектор. Стоит ли воспользоваться данным опытом Беларуси? Позволяет ли работать в нашей стране иностранным менеджерам отечественное законодательство? Об этом шла речь на состоявшемся в Минске круглом столе с участием представителей органов госуправления и экспертов.

Нашим чиновникам конкуренция не угрожает

Вопрос привлечения иностранцев в качестве управленцев в Беларуси ставится, сообщила начальник управления совершенствования организационных форм управления Минэкономики Юлия Медведева. Он продиктован нынешними экономическими реалиями, требующими повышения эффективности госуправления. Обращают внимание на этот недостаток и международные структуры, в частности, Всемирный банк. Аккумулированный им международный опыт свидетельствует, что между качеством управления национальной экономикой и уровнем ее развития существует тесная взаимосвязь, отметила Ю.Медведева. Поэтому в рекомендациях ВБ данная проблема включена в перечень приоритетных, над которыми требуется работать нашему правительству.

Все, однако, упирается в кадры, сетует представитель Минэкономики. Трудно, например, переоценить роль госаппарата в управлении экономикой. Но иностранцам путь туда заказан, обратила внимание начальник отдела трудового законодательства юридического управления Минтруда Ирина Пырко. Отечественное законодательство в принципе допускает приезд в Беларусь граждан других стран для осуществления здесь трудовой деятельности. Этот процесс регламентируется Законом от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции». Правда, в соответствии с ним трудящиеся-иммигранты не имеют абсолютной свободы в трудовой сфере. Статьей 25 указанного документа введены ограничения — иностранцы не вправе претендовать на должности, занятие которых в соответствии с законодательством Беларуси связано с принадлежностью к ее гражданству.

Данный запрет распространяется на госаппарат, который формируется в соответствии с Законом от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь». Статьей 5 этого нормативного акта установлено, что госслужащими в нашей стране могут быть только ее граждане.

Впрочем, для улучшения кадрового состава госаппарата имеются внутренние резервы, полагает Ю.Медведева. Потенциал, правда, не реализуется из-за несоответствия нынешних требований к чиновникам и условий госслужбы в Беларуси, в частности, оплаты труда. Как следствие, чиновничьи должности в министерствах и ведомствах, формирующих экономическую политику, не прельщают белорусов. Квалифицированные специалисты не стоят под дверьми, например, в Госкомимуществе, подтвердил заместитель начальника управления реформирования госсобственности Фонда госимущества ГКИ Сергей Бубенько. По его словам, грамотные управленцы госслужбе предпочитают коммерческую деятельность.

Французу в директорском кресле будет неуютно

Между тем не они определяют погоду в Беларуси на микроуровне. Здесь в нашей экономике высока доля госсектора, хозяйственные показатели которого не впечатляют. В стране немало низкорентабельных, а то и вовсе убыточных госпредприятий. Поэтому проблема эффективности управления свойственна не только отечественному госаппарату, но и госсектору на уровне субъектов хозяйствования. Могли бы снизить ее остроту иностранные менеджеры? По общему мнению участников круглого стола, вряд ли.

Хотя законодательство не запрещает гражданину Германии или Франции возглавить белорусское госпредприятие, на этом пути есть существенное препятствие — зарплата иностранных менеджеров. В РФ, например, 30% привлекаемых высококлассных специалистов, согласно российским источникам, зарабатывают в год не менее 250 тыс. USD. Такая цифра, по словам Ю.Медведевой, обескураживает белорусских чиновников, которые назначают руководителей госорганизаций. Ответ на вопрос, готово ли государство достойно оплачивать профессиональный менеджмент, таким образом, очевиден. На сегодняшний день оно не созрело до понимания, что на качестве управления нельзя экономить.

С другой стороны, есть рациональное зерно и в суждениях чиновников. Чем, мол, «дорогой» иностранец лучше «дешевого» отечественного директора — аргумент, заслуживающий внимания. Тем более что результат такой кадровой политики в нынешней ситуации вполне прогнозируем. Сомнительно, чтобы иностранец, пусть даже самый талантливый, сменив белоруса на директорской должности, смог бы лучше приноровиться к нашим порядкам и вывести какой-либо машиностроительный завод или трикотажную фабрику на прибыльную работу.

Польша привлекала советников

В Польше экономическая модель, смахивающая на нынешнюю белорусскую, была в 80-е годы прошлого столетия, рассказал руководитель отдела содействия торговле и инвестициям посольства этой страны в Беларуси Веслав Покладэк. В условиях доминирования в экономике государства тема привлечения к ее управлению иностранцев вообще не звучала, подчеркнул он. Государственная машина опиралась исключительно на местные кадры, которые успешно справлялись с функциями, свойственными административно-командной системе.

На рубеже 80–90-х годов, когда Польша вступила в период трансформации, появился спрос на рыночные кадры, поэтому вопрос использования зарубежных специалистов в обществе стал обсуждаться. Но какого-либо регулирования он не получил, поскольку государство продолжало играть влиятельную роль, а его природа такова, что недоверие к иностранцам превалирует над ожидаемой от них пользы. В этих условиях поляки пришли к своеобразному консенсусу — привлечению зарубежных специалистов, но не в качестве управленцев, а советников.

В последующем, когда у наших западных соседей в результате трансформации государство потеряло ведущие позиции в экономике, данный вопрос отрегулировал рынок, проинформировал В.Покладэк. Там, где владельцами предприятий стали иностранцы, они получили полную свободу в формировании менеджмента. Одни поручили ведение хозяйственной деятельности местным кадрам, другие же направили на работу менеджеров из тех стран, откуда поступили инвестиции.

Эта картина свойственна и сегодняшней Польше, подчеркнул В.Покладэк. Ее членство в ЕС способствует нивелированию профессионального уровня менеджеров — местных и иностранных. Евроинтеграция позволяет польским специалистам активно стажироваться в других странах, в т.ч. с давними рыночными традициями — в Германии, Франции и Италии, поэтому на родине они, как правило, ни в чем не уступают зарубежным управленцам.

Иван МИХАЛЕВИЧ