$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

На бюрократических ухабах

22.01.2008

Принимаемые в Беларуси меры по развитию придорожного сервиса пока результата не принесли. Частный бизнес по-прежнему не спешит в эту сферу. На прошлой неделе глава правительства Сергей СИДОРСКИЙ возложил ответственность за сложившуюся ситуацию на Министерство транспорта и коммуникаций, потребовав срочно разработать предложения по созданию более благоприятной инвестиционной среды вдоль автотрасс.

По прямой — и в объезд

Распространить льготы, предусмотренные Декретом Президента от 20.12.2007 № 9 (освобождение от налога на прибыль, таможенных пошлин сельского бизнеса) на объекты придорожного сервиса, а также предоставлять льготные кредиты инвесторам на строительство объектов, аналогичные льготным кредитам на строительство жилья. Такие предложения глава отрасли Владимир Сосновский озвучил еще на прошлом заседании Президиума Совмина.

Владельцы придорожных объектов говорят о необходимости упрощения процедуры отведения земельных участков и процесса согласования строительства объектов в многочисленных инстанциях. На это порой уходило 3-4 года. Многие субъекты хозяйствования просто не выдерживают многочисленных хождений и отказываются заниматься этим бизнесом. К примеру, три года тянулось согласование с УКП «Белдорпроект» документов на реконструкцию автостоянки у кафе «Минутка» Кобринского райпо на дороге Брест (Козловичи) — Минск — граница России (Редьки). Это особенно печально с учетом того, что наша страна всерьез решила зарабатывать деньги на туризме. Хорошо еще, что некоторые «поблажки» бизнесу, занимающемуся развитием инфраструктуры, предусматривают Национальная программа развития туризма до 2010 г. и Указ Президента по поддержке туризма № 371.

Одним из важнейших факторов, влияющих на рентабельность придорожного бизнеса, является интенсивность движения. Слабая интенсивность транзитного потока на наших дорогах делает размещение объектов придорожного сервиса нерентабельным. И это несмотря на хваленое географическое положение Беларуси в центре Европы. Судя по всему, иностранные перевозчики по-прежнему предпочитают объезжать нашу страну. По подсчетам Минтранса, рентабельность достигается при интенсивности движения 8 тыс. автомобилей в сутки. У нас же она составляет в среднем 2 тыс. Наибольшая интенсивность на минской кольцевой дороге и дороге М-1/Е-30 Брест — Минск — граница РФ, где ежедневно проходит около 4 тыс. машин. Здесь и концентрация объектов придорожного сервиса самая высокая.

Кому строить?

Согласно программе развития дорожной отрасли «Дороги Беларуси» к 2015 г. мы должны дотянуть отечественный придорожный сервис до международных стандартов. Через каждые 30 км на трассе можно будет перекусить, через каждые 39 — заправиться, через 70 — получить техпомощь. Минтранс планирует создавать в республике объекты придорожного сервиса трех уровней. Первый — это строительство площадок для отдыха и автостоянок, второй — еще и кафешек с благоустроенными туалетами и душевыми, гостиницами и охраняемыми стоянками. Третий — возведение заправок вместе с объектами второго уровня.

По планам государственных экспертов, строить их будут как государственные предприятия, так и частные инвесторы. «Вы должны создать такую микро- и макросреду, чтобы в придорожный сервис активно шли инвесторы, чтобы в министерстве очередь стояла с предложениями от них», — наставлял Сергей Сидорский главу транспортной отрасли, потребовав у него создавать «экономику отрасли, зарабатывать деньги, а не выбивать их из бюджета».

Однако Минтранс, не привыкший еще к мысли, что придется работать в рыночных условиях, продолжает сетовать на недостаток денег. «В последние годы проблема финансирования дорожного хозяйства страны становится все острее», — говорится в сообщении его пресс-службы, в то время как «во всем мире именно государство несет основную нагрузку в деле содержания и развития своих дорог». По данным ведомства, если в 2006 г. на программу «Дороги Беларуси» из бюджета было выделено 90,6% необходимых средств (1,5 трлн. Br), в 2007 г. — 70% (1,6 трлн. Br), то в нынешнем году — чуть более 64% (почти 1,8 трлн. Br). Недостающую часть бюджетных средств дорожники собираются получить за счет кредитов.

«Недофинансирование может серьезно сказаться на общем состоянии наших дорог, что потребует впоследствии значительно больших капиталовложений на их восстановление, — говорится далее в информации Минтранса. — Сегодня наш дорожный фонд лишен стабильных источников пополнения, а потребитель практически освобожден от платы за пользование дорогами». Хотя, как показывает международный опыт, содержать автотрассы можно также за счет ряда целевых налогов. К примеру, в европейских странах львиная доля сборов в дорожный фонд поступает с налога на топливо: его ставки доходят до 30-60% от цены бензина. «Тем более, что это не обязательно должно повлечь за собой повышение стоимости горючего для потребителя. Речь идет об упорядочении целевого распределения уже имеющихся доходов от его продажи», — поясняют в ведомстве.

Через пень да колоду

Проверки Комитетом госконтроля состояния белорусского придорожного сервиса летом 2007 г. показали, что его инфраструктура развивается медленно и хаотично. Размещаются объекты придорожного сервиса вдоль автомагистралей неравномерно, в основном вблизи городов. На отдельных участках дорог между магазинчиками, кафе и заправками 20-30 км, а на протяжении 100 км нет ни стоянок, ни туалетов.

Всего в Беларуси действует 1985 платных объектов: 348 АЗС, 74 пункта постоя, 32 мойки, 786 пунктов торговли, 447 точек питания, 104 СТО, 194 охраняемые стоянки. В государственной собственности находится 32% объектов, в частной — 62%, в иностранной — 6%.

В 2006 г. облисполкомы, Минторг, Белкоопсоюз, концерн «Белнефтехим» выполнили задание по строительству моек на 50%, пунктов постоя — на 22%, охраняемых стоянок — на 6%. В 2007-м ситуация улучшилась несущественно.

Причем с качеством у нас дела обстоят куда хуже, чем с количеством. В стране явно не хватает объектов высокого уровня: их можно сосчитать по пальцам. Все остальные страдают низким качеством обслуживания, скудным ассортиментом, широко практикуется неоправданное завышение цен (от 5 до 90%) и недовесы.

Не удивительно, что за первое полугодие прошлого года объем розничного товарооборота объектов придорожного сервиса республики по сравнению с соответствующим периодом 2006 г. увеличился всего на 2%, притом что в целом по стране — на 17,9%. Доходы в бюджет от оказания услуг на дорогах за 2006 г. по сравнению с 2005 г. в Витебской области снизились на 44%, в Брестской — на 2,1%.

Инесса ГЕРМАНЧУК