$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

НА БЕЗДОРОЖЬЕ БЛИЖНИХ И ДАЛЬНИХ РЫНКОВ©

24.10.2014

Менеджеры Минского автомобильного завода подвели промежуточные итоги деятельности в компании дилеров, представителей автотранспортных предприятий и журналистов. Сложной ситуации на рынке и обострению конкуренции минские автомобилестроители стараются противопоставить разнообразный модельный ряд, совершенствование инструментов продаж и ценовой политики, диверсификацию географии поставок.

Если ситуация на рынке не изменится, ОАО «МАЗ» сможет продать в текущем году более 18 тыс. единиц автотехники, что на 27% меньше, чем в 2013 г. Таким образом, превысить прошлогодний результат (23 тыс. машин) удастся, только если в IV квартале активность покупателей существенно улучшится. Пока же предприятию не удается противостоять тенденциям спада на традиционных рынках сбыта. Тем не менее за 8 месяцев т.г. доля пассажирской техники МАЗ на основном российском рынке выросла на 1,6 п.п., до 6,7%, грузовой — на 1 п.п., до 9,2%. Объем экспорта в дальнее зарубежье и страны СНГ вырос на 15%, а зарубежные сборочные производства изготовили 902 машины.

На российском рынке МАЗ с 1 июня перешел на единую стоимость автомобиля во всех регионах с доставкой техники за свой счет, рассказал «ЭГ» заместитель коммерческого директора по реализации грузовой техники Сергей Захаревич. Эти нововведения позволили увеличить объем региональных продаж на 20%.

На презентации модельного ряда новинок МАЗ выставил и экземпляры техники, которая массово «не поехала», поскольку потребитель еще не оценил все ее преимущества. В ежедневном диалоге с дилерами МАЗ продолжает решать, как исправить ситуацию с такими модификациями и уточнить прогнозы реализации на следующий год. По результатам этой работы специалисты предприятия осторожно формируют производственную программу.

Колея производства и сбыта

«Мы готовимся к тому, что 2015 год будет сложным для производителей автомобильной техники, — говорит С.Захаревич. — Предвидя осложнения в конъюнктуре, улучшаем свои позиции в сегментах, которые останутся стабильными. Так, мы укрепились в нише самосвалов: не только расширили линейку, но и поработали над такими параметрами, как грузоподъемность, топливная экономичность, эффективность использования, предложили транспортные решения для перевозки строительных и сельскохозяйственных грузов. Сейчас расширяется гамма полноприводных автомобилей, т.к. на них повсеместно активизировался спрос. Совершенствуем машинокомплекты для сборки в дальнее зарубежье».

На МАЗе надеются, что в следующем году произойдет стабилизация на рынке Украины, где сегодня потери наиболее значительны — 10-кратное падение в сравнении с прошлым годом. Несмотря на сложную ситуацию в этой стране, белорусские производители готовят здесь свой плацдарм на будущее: проводится оптимизация товаропроводящей сети, ведется обучение специалистов по сервисному обслуживанию техники стандарта евро-4. Планируется не только сохранить торговый дом и долю на рынке, но и усилить на нем свое присутствие.

Продажи пассажирской техники в стоимостном выражении выглядят почти так же, как в 2013 г., за счет развития сегмента дорогих моделей. Трудно сказать, как сложится выпуск в следующем году, но С.Захаревич надеется, что не хуже, чем в текущем. Должно расшириться предложение спецтехники. В частности, речь идет о коммунальной технике серии «Сапфир». Мусоровозы 5 модификаций в любых условиях нестабильности пользуется спросом. Сейчас завершается их сертификация. В планах — ребрендинг кранового направления.

Взаимные санкции Запада и России пока отрицательно влияют на продажи, не скрывает С.Захаревич. Девальвация российского рубля, прекращение поставок многих категорий продовольствия и иных товаров, ухудшение кредитоспособности и спад инвестиционной активности рикошетом зацепили белорусский автопром. В результате грузопотоки обмелели, транспортные компании не заказывают так активно, как раньше, новую технику для обновления или расширения автопарка. Пока ритейл переориентируется и выстроит новые логистические цепочки, до тех пор продолжится снижение перевозок и потребностей в технике, прогнозирует С.Захаревич. Не приходится надеяться, что запрет на ввоз импортной автомобильной техники в Россию автоматически обеспечит рост спроса на нашу продукцию. Все ведущие мировые производители производят машины в различных режимах сборки в РФ и в объемах, сопоставимых с поставками МАЗа. Тем не менее минчане добились 1-процентного прироста на российском рынке, где сегодня каждый 10-й продаваемый грузовик — белорусский. Всего в РФ за 9 месяцев продано 59 тыс. грузовиков, тогда как емкость рынка упала на 20%. Рассчитывать на рост продаж можно только после выхода российской экономики из состояния стагнации.

Лучше чем кто-либо сознавая весь спектр проблем, менеджеры МАЗа весьма болезненно относятся к смакованию в интернет-изданиях информации о сокращенной рабочей неделе на заводе и сопутствующим комментариям по этому поводу. Руководители предприятия просят обратить внимание на то, что все мировые автоконцерны увязывают графики работы с текущей конъюнктурой. Например, КАМАЗ, располагая серьезной господдержкой, систематически прибегает к 4-дневному режиму, сокращает производственную программу.

Не уточняя количество рабочих смен в неделю, мы поставили вопрос шире: нужна ли МАЗу антикризисная программа? И если да, то на чем она может быть основана?

Оказалось, что сегодня МАЗ реализует новую программу снижения издержек. «У нас много резервов повышения эффективности: это и планирование закупок материалов, и переориентация на наиболее выгодных поставщиков в Украине и России, чтобы снизить зависимость от долларовых цен, которые сегодня из-за роста курса доллара по отношению к рублю ведут к росту себестоимости», — рассказал С.Захаревич. Не все гладко и на внутреннем рынке. Снижение платежеспособного спроса позволяет планировать продажи на уровне 3000 единиц автотехники — да и то с учетом программ рассрочки и лизинга на специальных условиях. Подготовлена распродажа машин с двигателем определенной модели. Приходится гибко реагировать на изменения рыночной ситуации. Например, сейчас сильно «просел» сегмент тягачей, который прежде стабильно составлял в объеме продаж 40%.

Все векторы хороши

«Мы пересматриваем политику продаж в сторону снижения зависимости от российского рынка и получили 15-процентный рост продаж в страны дальнего зарубежья. К концу года этот прирост, возможно, достигнет 25%, — рассказывает С.Захаревич. — На Ближнем Востоке, давно завоеванном мировыми автоконцернами, удалось увеличить продажи автотехники более чем в 2 раза — за счет предложения новых моделей, оснащения их европейскими двигателями, деятельности собственного представительства в регионе».

Другое перспективное направление — Юго-Восточная Азия. Недавно МАЗ организовал сборочные производства автобусов во Вьетнаме, Лаосе, Камбодже. До конца текущего года сборка заработает в Монголии и Эквадоре, а в 2015-м — в Венесуэле и Индонезии. На регулярной основе налажены поставки автотехники в 16 стран Африки, работают представительства в Нигерии, Гане.

Европейский вектор развития пока подкреплен поставкой 100 ед. техники, готовятся контракты на поставку в 2015 г. еще 500 единиц. Организовано сборочное производство автотехники стандарта евро-6 в Плоньске (Польша). Здесь в партнерстве с компанией «Гласпо-моторс», планируют собирать до 500 единиц грузовой и пассажирской техники. Кроме того, в планах сотрудничество в области поставки комплектующих и запчастей, увеличение доли локализации в процессе сборки техники на территории Польши и Евросоюза.

Предложение новых автомобилей и прицепной техники позволили увеличить продажи в СНГ. В кризис 2008–2009 гг. составной частью антикризисного плана стало расширение продуктового ряда за счет входа в новые сегменты, где прежде МАЗ не присутствовал, расширение продаж на фоне сокращения реализации седельных тягачей. Сегодня ситуация похожа, считает С.Захаревич.

Осваивая далекие страны, минские автомобилестроители стараются прежде всего не утратить позиции на традиционно основном российском рынке. Ситуация здесь складывается неоднозначная. Правительство РФ, реализуя меры, направленные на поддержку своих производителей, часто забывает про союзников. Поэтому минским автопроизводителям приходится тратить много времени и сил, использовать дипломатические каналы для сохранения позиций, доказывая свои права. Например, постановление о предоставлении субсидий на приобретение газомоторной техники в первых вариантах исключало технику ОАО «МАЗ» из программы субсидирования, что делало ее неконкурентоспособной. Но сегодня условия с российскими изготовителями сравнялись, и все покупатели белорусской техники могут рассчитывать на субсидии правительства РФ. Заметим, что федеральные округа РФ до конца года получат субсидии объемом 3,77 млрд. RUB на закупку газомоторной техники для ЖКХ и автобусов. Государство оплатит регионам около 30% от стоимости техники. Предварительный объем заявок от 28 регионов оценивается в 7 млрд. RUB на 3,7 тыс. единиц техники (2,7 тыс. автобусов и 1 тыс. единиц техники для ЖКХ). И МАЗу в этой ситуации есть что предложить.

Учтены белорусские интересы и в «знаменитом» постановлении правительства РФ от 14.07.2014 № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», направленном на защиту местных автопроизводителей. Здесь прямо сделано исключение из общего запрета для дорожной техники, кранов и троллейбусов, страной происхождения которых являются Беларусь и Казахстан. Что касается легковых и грузовых автомобилей, то п. 4 постановления № 656 поручает Министерству промышленности и торговли РФ провести в III квартале 2014 г. консультации с заинтересованными органами исполнительной власти Беларуси и Казахстана по вопросу определения механизма подтверждения соответствия этой техники требованиям по объему выполняемых в стране производственных операций. Надо полагать, для МАЗа здесь проблем не будет.

M&A еще не забыто

Несмотря на влияние интеграции на промышленную политику и протекционистские программы правительств стран — участниц Евразийского экономического союза, обеспечить комфортные условия на рынке может только единство планов, целей и программ на уровне предприятий. Между тем проект объединения МАЗа и КАМАЗа, похоже, окончательно повис в воздухе. Слияние не рассматривается в рамках антикризисной программы белорусского предприятия. На итоговой пресс-конференции после заседания союзного Совмина премьер-министр РФ Дмитрий Медведев попенял белорусским коллегам, что все совместные проекты можно подписать до конца года — если Минск решится на приватизацию. При этом глава правительства России пояснил, что «у каждого инвестиционного проекта есть свой период, в течение которого он является интересным», а потом придется двигаться по другим направлениям. Этот намек касается и затянувшегося обсуждения создания СП между белорусским и российским автозаводами. В свою очередь премьер РБ Михаил Мясникович посетовал, что интеграционные проекты затрагивают градообразующие предприятия, поэтому «их непросто реализовать с чистого листа», а вопрос приватизации для нас непростой с точки зрения акционерного капитала, доли инвесторов и т.п. Таким образом, перспективы слияния по-прежнему туманны. Проведен аудит системы управления, которая предлагалась для объединения активов. Межправительственная рабочая группа продолжает анализировать полученные результаты, оценивает возможные формы сотрудничества. По результатам этих изысканий должно быть принято решение о целесообразности создания холдинга «РосБелавто».

Тем временем несостоявшийся партнер и ближайший конкурент не стоит на месте. КАМАЗ за 8 месяцев т.г. продал 18 200 грузовиков, что хотя и на 10,5% меньше, чем год назад, но лучше, чем средние показатели по российскому рынку. Теперь КАМАЗ объявил, что рассчитывает продать в IV квартале более 5500 грузовиков по программе утилизации, действующей с 8 сентября до конца года. При этом бизнес-план компании, предусматривающий продажу 38 тыс. машин до конца года, пока не корректировался, хотя финансовые результаты оставляют желать лучшего. Так, у КАМАЗа за I полугодие т.г. по сравнению с январем–июнем 2013 г. выручка снизилась на 13,8%, до 46,1 млрд. RUB, а чистая прибыль — в 219 раз, до 11,06 млн. Однако по итогам 9 месяцев т.г. по российским стандартам учета выручка по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 9%, до 70,207 млрд., а чистая прибыль — уже лишь на 32,8%, до 1,517 млрд. RUB. Как заявлял генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, ситуация на рынке тяжелых грузовиков остается сложной, а потому все усилия сконцентрированы на повышении эффективности компании, в т.ч. на снижении издержек, реинжиниринге автопроизводства и запуске нового модельного ряда.

МАЗу предстоит найти направления, позволяющие достойно выглядеть в конкуренции с россиянами на рынке и не допустить снижения своей рыночной стоимости, — на случай, если власти Беларуси все-таки решатся дать «добро» на объединение.

Оксана КУЗНЕЦОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях