$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

На белорусский рынок хлынет пивная волна

13.02.2007

Белорусское правительство выполнило одно из основных требований МЭРТ РФ, отменив все ограничения на ввоз российского пива. Пивовары из соседнего государства могут вздохнуть с облегчением — по их оценкам, дискриминационные меры сокращали поставки от 10 до 30% ежегодно. Ожидаемый приток российского пива порадует и отечественного потребителя расширением ассортимента и возможностью большего выбора цены и качества. Белорусские же производители пребывают в растерянности, осознавая критическую угрозу для дальнейшего развития отечественной пивной отрасли.

Отмены ограничений на ввоз пива в Беларусь россияне добивались с 2003 г., этот вопрос неоднократно поднимался в двусторонних переговорах. Недовольство российских импортеров вызывало требование ввоза пива на белорусскую территорию только через СВХ с маркировкой каждой единицы продукции контрольными знаками, при этом маркировку можно было осуществить лишь после полной авансовой уплаты стоимости акцизов на партии не меньше 40 тыс. декалитров вне зависимости от реально ввезенного объема. Эти и ряд других мер, по заявлениям Союза российских пивоваров, серьезно осложняли деятельность крупных импортеров, а мелким оптовикам просто закрывали доступ на белорусский рынок.

Отметим, что несмотря на все ограничения, импорт российского пива все же ежегодно увеличивался. Так, в январе-ноябре 2006 г. он составил 4, 9 млн. дал (47,9% к уровню января-ноября 2005 г.), в 2005 г. импорт составил 3,7 млн. дал и по сравнению с 2004 г. вырос в 4,1 раза. Однако эти объемы наряду с продажами белорусских пивоваров вряд ли можно назвать ошеломляющими: для сравнения, только пивзавод «Лидское пиво» ежегодно продает в Беларуси около 3,7 млн. дал.

Несмотря на вроде бы устойчивые позиции на своем рынке, белорусские производители пива решение правительства восприняли негативно, понимая, что им предстоит работать в жестких условиях. По их словам, отечественную пивную отрасль уже в этом году ждут не очень радужные перспективы. Так, в руководстве пивзавода «Оливария» считают, что не все белорусские пивзаводы готовы работать в новой ситуации. С отменой ограничений белорусские производители окажутся в неравных ценовых условиях по сравнению с россиянами, поскольку в Беларуси «более высокие цены на энергоресурсы, разный уровень технологий и разное качество сырья».

Директор отдела маркетинга пивзавода «Лидское пиво» Юрий Панченко в интервью «ЭГ» отметил, что продукция их завода, равно как и остальных пивзаводов, рассчитана в первую очередь на внутренний рынок, внешние объемы продаж не так значительны. По его мнению, в этом основная причина настороженности отечественных производителей.

«Прямые продажи пива на собственных торговых точках в России у нас пока не отлажены. Выход для нашего экспорта только в ближайшие российские регионы, но там упираешься в ценовую политику российских компаний. Несмотря на то, что цена нашего продукта в принципе конкурентоспособна, российские компании работают с гибкими схемами скидок, реагируя на малейшие колебания рынка. Мы так работать не можем, поэтому автоматически становимся «лузерами».

Говоря о сегодняшних реалиях в партнерских отношениях с россиянами, Ю.Панченко подчеркивает необходимость белорусских предприятий быть готовыми перейти на качественно новый и более жесткий этап.

«Сегодня нам легче осуществлять импорт в страны ЕС, где поставки четко отлажены, чем в Россию. Происходит что-то непонятное в торговых отношениях — вроде бы никаких заявлений нет, но напряжение ощущается. Возникли проблемы с поставками в Калининградскую область в первую очередь из-за действий нашей таможни. Как известно, с начала года был усилен контроль за перемещением калининградских товаров. Затраты на оформление у наших калининградских партнеров возросли, соответственно увеличилась стоимость нашего пива, и у нас сократились туда поставки. В этой ситуации, конечно, сохранение позиций на внутреннем рынке для нас, безусловно, очень важно».

По словам Ю.Панченко, белорусские пивовары осознают, что добрые отношения с Россией остались в прошлом и предприятиям нужно выстраивать свою собственную стратегию, не полагаясь больше на «большого брата». «Россия вступает в ВТО, после чего мы автоматически станем для нее третьей страной, и о каких бы отношениях мы ни говорили, нам необходимо обеспечить свою конкурентоспособность — вот проблема, которую сегодня нужно срочно решать. Страна не может быть конкурентной во всех областях, но есть быстро оборачиваемые отрасли и пивная относится к их числу. Но производственные фонды, которые сегодня есть в Беларуси, не соответствуют требованиям рынка и не могут выдержать никакой конкуренции. У наших производителей остаются проблемы с сырьевыми поставками пивоваренного ячменя, серьезным недостатком является отсутствие высококлассного оборудования. Здесь, прежде всего, нужно развивать инвестиционную деятельность. Инвесторы обязательно должны прийти в пивную отрасль, просто нужно определиться, на каких условиях. Кроме того, нашим предприятиям надо выстраивать гибкую политику в четкой системе планирования. В существующих условиях мы ни о каких положительных результатах говорить не можем», — считает Юрий Панченко.

Белорусские пивовары опасаются, что в той ситуации, в которой оказалась сегодня экономика страны, государство будет спасать в первую очередь валообразующие предприятия, отечественной пивной индустрии придется выбираться самим. «Сегодня мы отдадим пивную отрасль, завтра — кондитерскую, послезавтра — всю продуктовую линейку?» — задаются вопросом руководители пивзаводов.

Понимая, что надо спасаться своими силами, пивовары хотят предупредить возможные негативные последствия от будущего притока импорта, а в том, что объемы российского пива увеличатся в разы, уже никто не сомневается. По информации «ЭГ», основной кредитор отечественных пивзаводов «Приорбанк» предложил производителям выработать единую тактику и консолидироваться перед предстоящей российской пивной угрозой.

Елена БЕРШАТСКАЯ