$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

На банки «давят»

08.02.2008

Национальный банк считает налоговую нагрузку на банки страны слишком высокой и предлагает снизить ее. Письмо с таким предложением не так давно глава этого ведомства направил в адрес премьер-министра.

По состоянию на октябрь 2007 г. налоговая нагрузка на белорусские банки составляла 18,49%, в то время как у ведущих мировых банков ее уровень находится в пределах 6-11%, аргументирует свою точку зрения Нацбанк. В частности, для английского Barclays Bank Plс он составляет 8,28%; для швейцарского UBS AG — 5,93%; французского BNP Paribas — 9,54%; российского АКСБ «Сбербанк» — 9,84%. Эксперты Нацбанка уточняют, что для определения уровня налоговой нагрузки они проанализировали динамику соотношения налогов и платежей в бюджет и полученных банками доходов за вычетом процентных расходов.

Высокая налоговая нагрузка снижает конкурентоспособность белорусских банков, полагают эксперты Нацбанка. Незначительный объем средств, остающихся в их распоряжении, не позволяет банкам наращивать собственный капитал, внедрять передовые управленческие и информационные технологии.

Чтобы снизить налоговую нагрузку на отечественный банковский сектор, Нацбанк считает целесообразным освободить их от т.н. «непрофильных» налогов, под которыми, в первую очередь, подразумеваются сбор в республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей, транспортный и сбор на развитие инфраструктуры города. Эти платежи не имеют никакого отношения к банковской деятельности, поэтому могут быть отменены, полагают эксперты ведомства.

Второе направление снижения налоговой нагрузки — изменение налогообложения доходов, полученных от операций с акциями и облигациями. Тем более, что изменения в этой сфере предусматривает и недавно принятая правительством Программа развития рынка корпоративных ценных бумаг на 2008-2010 гг. (см. об этом «ЭГ» № 9 за 5.02.2008 г.). Напомним, что документ предлагает унифицировать ставку налога на доходы, полученные от операций с ценными бумагами со ставкой налога на прибыль (с 40% до 24%), освобождение доходов АО, полученных от размещения акций по цене выше номинальной, от налогов и др.

Еще в Нацбанке сокрушаются по поводу того, что не все свои фактически имеющиеся расходы банки могут включать в себестоимость. В частности, это касается затрат на содержание транспорта, подготовку кадров, рекламные, маркетинговые и представительские расходы. Действующее законодательство также не позволяет банкам относить на себестоимость расходы на проведение аудита по международным стандартам (кроме банков, обслуживающих кредитные линии с международными и иностранными организациями). Хотя наличие отчетности по МФСО — один из серьезнейших факторов привлечения иностранных инвестиций и более дешевых кредитных средств.

Все аргументы, приведенные Нацбанком, впрочем, как и сами предложения, разумны и обоснованны, полагают эксперты. Причем актуальны они не только для банковского сектора. Ограничения по включению расходов в себестоимость и необходимость уплачивать «непрофильные» налоги являются тормозом для развития предприятий других отраслей. Об этом неоднократно говорили эксперты бизнес-ассоциаций, направляя свои предложения в правительство.

«ЭГ» не располагает информацией относительно реакции правительства на предложения Нацбанка. В свете курса на либерализацию, взятого для повышения бизнес-рейтинга страны, всякое может быть…

Правда, не далее как на прошлой неделе на коллегии Министерства по налогам и сборам его глава Анна Дейко высказалась в совершенно противоположном направлении (см. «ЭГ» № 9 за 5.02.2008 г.). По ее мнению, налоговую нагрузку на банки и страховые организации необходимо увеличить, поскольку финансовый сектор дает в казну слишком мало. «Налоговое бремя между производителями ВВП и этими структурами надо выравнивать», — сказала министр.

Валентина ВЕШТОРТ