$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

МЫСЛИ О РОДИНЕ: КАК ЗАРАБОТАТЬ И ПЕРЕСЛАТЬ ДЕНЬГИ©

07.02.2012

Регулирование внешней трудовой миграции и денежных переводов относится к сверхсложным задачам даже в высокоразвитых странах. В Беларуси применение экономических рычагов управления ими может принести определенные выгоды — если миграция и трансграничные денежные переводы мигрантов будут проходить в легальном русле. Однако задача эта очень сложная, требующая комплексного анализа, взаимоувязки объемов иностранного труда и капитала с общим ходом экономического развития в своей стране, у соседей и во всем мире.

Об этом в интервью «ЭГ» рассказала помощник Национального координатора проекта МИРПАЛ в Беларуси, научный сотрудник отдела мировой экономики и внешнеэкономических исследований Института экономики НАН РБ Маргарита СУПРУНОВИЧ.

— Маргарита Михайловна, как повлиял глобальный финансовый кризис на трудовую миграцию наших соотечественников и объем их денежных переводов в Беларусь?

— Снижение заработков повсеместно увеличивает миграционные риски и снижает уровень пересылаемых денежных переводов. Это заметно и в Беларуси. Так, сальдо денежных переводов страны сократилось с 400–500 млн. USD в докризисные годы до 200,4 млн. в 2010 г. и осталось приблизительно на таком же уровне в 2011-м. Однако реальные поступления гораздо больше, чем легально пересылаемые денежные переводы из-за рубежа, но и они следуют общей тенденции.

В 2009 г. произошел спад миграционного оттока трудовых ресурсов (2007 г. — 7335 человек, 2008-й — 6204, 2009-й — 4178), однако в дальнейшем его рост постепенно восстановился: в 2010-м — 5066 человек, 2011-м — 5522. Правда, официальная статистика фиксирует почти двукратный рост импорта труда: с 4178 человек в 2009 г. до 8433 в 2011-м. Это обусловлено развертыванием ряда инвестпроектов и привлечением иностранных специалистов. Соглашение о создании Китайско-Белорусского индустриального парка, приватизация, привлечение китайских инвестиций в 2011– 2013 гг. увеличат импорт труда. Одновременно можно ожидать нехватки специалистов в строительной отрасли. Прошлогодняя девальвация резко понизила миграционную привлекательность Беларуси, т.к. уменьшилась зарплата в долларовом эквиваленте.

— Можно ли доверять официальной статистике, согласно которой за границу в 2011 г. выехало на работу около 5,5 тыс. человек?

— Наиболее яркие статистические несоответствия присущи оценкам количества выехавших трудящихся-мигрантов. Официальные статданные отражают незначительную часть этого процесса — по оценкам экспертов, в России трудится от 300 тыс. до 1 млн. белорусов ежегодно. Однако это связано не с существующей системой статистики, которой, безусловно, можно доверять, а с самостоятельным трудоустройством мигрантов за границей. Это происходит потому, что услуги международных рекрутинговых агентств дороги, они предлагают небольшой спектр профессий и стран. Кроме того, самостоятельное трудоустройство может происходить абсолютно легально, но не охватываться нашей статистикой.

Поэтому необходимо развивать инфраструктуру международного рекрутинга, рассматривать разнообразие предложений, снижать стоимость этих услуг, создавать стимулы трудоустройства при помощи организаций, имеющих соответствующие лицензии. Все это позитивно отразится на качестве статистики экспорта труда из Беларуси.

— По статистике Центробанка РФ, перечисления из России в Беларусь в III квартале 2011 г. в пользу физлиц составили всего 60 млн. USD, а обратно — 16 млн. В то же время, по данным Нацбанка РБ, за январь–ноябрь в нашу страну поступило 241 млн. USD денежных переводов, из них половина — из России. Чем объясняются такие небольшие по сравнению с другими странами объемы трансграничных переводов?

— Можно сравнить: перечисления из России в Беларусь в пользу физических лиц за 2010 г. составили 165,7 млн. USD, а обратно — 64,5 млн. Таким образом, сальдо здесь для нас положительное, хотя в 2011 г. суммы заметно ниже. Но эти данные отражают только часть поступлений, т.к. мигранты шлют деньги не только из России. Кроме того, показатель «денежные переводы» является интегральным и высчитывается на основании двух статей платежного баланса: оплата труда резидентов/нерезидентов и денежные переводы физлиц. В некоторых странах для расчетов берутся 3 статьи. Эффективность международных потоков капитала от трудовой миграции выявляется по сальдо этого показателя.

В последние 5 лет нетто-приток капитала от международной трудовой деятельности, по данным платежного баланса, составлял 0,3–0,7% ВВП ежегодно, а с учетом ввоза наличной валюты — до 2% ВВП. Это довольно значимая подпитка экономики.

Наибольшие объемы трансграничных переводов в процентном отношении к ВВП среди стран СНГ, по данным за 2011 г., в Таджикистане (31% ВВП — мировой рекорд), Молдове (23% ВВП) и Кыргызстане (21%). Здесь очень большой процент безработицы, выталкивающий граждан на работу за рубеж. У нас ситуация на рынке труда намного стабильнее, поэтому и потоки трудящихся-мигрантов, а также сальдо денежных переводов от работы за границей меньше.

— Что можно сделать для преодоления проблем в сфере миграции и денежных переводов, вызванных негативными тенденциями в отечественной экономике?

— На эту тему в 9 странах СНГ 23 января прошел международный семинар и видеоконференция проекта МИРПАЛ «Перспективы трудовой миграции и денежных переводов в Европе и Центральной Азии на 2012 год». Белорусы предложили ряд инструментов по снижению рисков в рассматриваемой сфере. В частности, мы предлагаем создать интернет-портал стран СНГ по примеру Европейской инфраструктуры трудового посредничества EURES (European Employment Services). Начинать следует с формата ЕЭП, двигаясь дальше и присоединяя постепенно другие страны СНГ. Информация о возможностях и гарантиях зарубежного трудоустройства является мощным антикризисным инструментом, так как служит повышению степени успешного нахождения требуемой работы. В настоящее время EURES объединяет службы трудоустройства 27 стран ЕС, Норвегии, Исландии и Швейцарии. EURES предоставляет необходимую информацию для тех, кто ищет работу за рубежом, в т.ч. более чем о миллионе вакансий в странах ЕС. Все сведения можно получить бесплатно, причем на 20 языках.

Следует развивать инфраструктуру международного рекрутинга, снижать стоимость его услуг, объединять агентства в сети на пространстве ЕЭП и СНГ, расширять ассортимент профессионального и странового охвата. Как и страны ЕС, Беларусь интегрирует свой рынок труда с соседями — Россией, Казахстаном, странами СНГ. Однако инфраструктура международной мобильности и трудоустройства в СНГ еще находится в зачаточном состоянии. Поэтому важно повсеместно стимулировать ее создание и развитие, подключиться к действующим рекрутинговым сетям в рамках интеграционных объединений. К примеру, фирма Аdecco имеет сеть из 5800 офисов в 67 странах мира. Логично было бы открыть у нас филиалы ведущих фирм рынка международного рекрутинга, наладить их сотрудничество с государственными службами занятости, учебными заведениями, информационными службами поддержки. С другой стороны, нужно четкое распределение функций между субъектами рынка труда, чтобы гибко реагировать на его изменения.

Предстоит создавать образовательно-методические курсы предвыездной подготовки трудящихся-мигрантов (опыт Филиппин), способные предоставлять услуги, включающие на платной основе как программы предвыездной подготовки, так и изучение иностранных языков. Политика эффективной адаптации трудящихся-мигрантов к требованиям национального и международного рынков труда должна стать неотъемлемым элементом планирования и управления, поскольку это важно для повышения профессионального статуса и защиты прав трудящегося.

Создание благоприятного миграционного климата требует снижения транспортных и телекоммуникационных издержек. Для управления международной трудовой миграцией и денежными переводами нужно использовать многоуровневый подход к регулированию. Его, к примеру, реализует сеть практиков МИРПАЛ, вовлекая компетентные структуры 9 стран СНГ, Всемирный банк и международных экспертов. Такой подход включает управление внешними миграционными потоками, содействие развитию инфраструктуры внешней трудовой миграции, совершенствование, стандартизацию и унификацию систем статистического учета мигрантов и денежных переводов.

Для снижения рисков в сфере денежных переводов эксперты рекомендуют оптимальный формат «платежных мостов», позволяющий отразить в платежном балансе переводимые суммы денег, включая переход на 6-е руководство по составлению платежного баланса и внедрение Smart-услуги мобильной телефонии, а также специальные накопительные счета мигрантов.

Для Беларуси может быть интересен филиппинский опыт. В этой стране ведущая компания по предоставлению услуг мобильной связи Smart Communications в 2004 г. ввела услугу переводов денег посредством текстовых сообщений. Это позволило снизить стоимость денежных переводов, увеличить скорость их осуществления. Услуга была распространена на сельские районы Филиппин и действует почти в 20 странах. Для проведения денежного перевода трудящийся-мигрант предоставляет базовую информацию о получателе: ФИО, номер мобильного телефона Smart, номер карты Smart Money для зачисления денег. Тариф на отправку составляет 1% от суммы перевода. Текстовое сообщение о переводе поступает на мобильный телефон через несколько минут, а получить деньги можно в офисе любого партнера Smart, в банкомате или оплачивать покупки в филиппинских магазинах. По сравнению с другими каналами денежных переводов эта схема достаточно выигрышна: есть много вариантов получения денег, этот способ дешев и надежнее физической доставки наличности.

Поскольку в нашей стране мобильная телефония и сеть банкоматов достаточно развиты, инфраструктура для применения похожей схемы денежных переводов уже есть. Остановка за созданием надлежащего законодательства.

— Что даст Беларуси участие в программе МИРПАЛ?

— Этот проект подразумевает постоянно действующую платформу обмена мнениями, разработки и внедрения совместных рекомендаций по улучшению методологии оценки денежных переводов и объемов международной трудовой миграции, подготовку аналитических материалов и прочих инициатив в соответствии с потребностями и предложениями стран-участниц.

В Белорусском клубе экспертов МИРПАЛ сегодня свыше 20 членов. В его работе участвуют МВД, Белстат, Минтруда и соцзащиты, Институт экономики НАН, Представительство МОМ, Нацбанк, Минский институт социальных и трудовых отношений, Исполком СНГ. Работа клуба получила признание заинтересованных органов. Так, в Нацбанке с 2012 года перешли  на 6-е руководство по составлению платежного баланса, что дает новые возможности по сопоставимости оценки денежных переводов стран СНГ. В Белстате разработан вопросник по трудящимся-мигрантам и подключен к обследованию домашних хозяйств, которое будет проводиться на регулярной основе с 2012 г. В Департаменте по гражданству и миграции МВД учитывались знания, приобретенные по программе МИРПАЛ при разработке нового закона «О внешней трудовой миграции», который вступил в силу с 12.07.2011 г. В Институте экономики НАН аккумулированы знания, полученные в рамках проекта, опубликован ряд научных работ, вобравших в себя мировые достижения в данной сфере. Как известно, инновационные научные разработки определяют будущее развития нации.

Мы намерены и дальше развивать национальную сеть экспертов и совершенствовать качество получаемой информации. Речь идет о развитии и усилении наших возможностей планирования, организации, мотивации, координации и контроля над процессами в сфере международной трудовой миграции и денежных переводов страны.

Беседовала Оксана КУЗНЕЦОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях