$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

«Мышка» за миллион

12.11.2008

   Рынок периферийных устройств для персональных компьютеров в Беларуси демонстрирует быстрый рост. Но для крупных игроков он малопривлекателен. Объемы продаж и прибыли здесь еще слишком скромны для того, чтобы всерьез заинтересовать менеджеров крупных западных компаний.

   По данным опросов, обеспеченность белорусов ЭВМ за последние восемь лет выросла в десять раз. В 2000 г. на 100 семей приходилось 6 персоналок, сегодня этот показатель равен 58. Увеличилось и количество приобретаемых аксессуаров.

   Особенно востребованы компьютерные «мыши» с расширенным набором функций и акустика (усилители-колонки). За ними по популярности идут веб-камеры, клавиатуры и гарнитуры (наушники + микрофон). Все большую популярность приобретает сложная техника, например, многофункциональные пульты для бытовых приборов или интернет-плейеры. Правда, наиболее продвинутые периферийные продукты — домашние системы видеонаблюдения или мультимедийные центры — у нас пока особым спросом не пользуются.

   Как и во многих других видах бизнеса, практически по всем товарным группам компьютерной периферии первенство в продажах на нашем рынке сохраняют крупнейшие компании, такие, например, как «Логитех». Ее технологии в той или иной степени используют все серьезные предприятия — сборщики ПК и разнообразных устройств на их основе. На мировом рынке этот крупнейший брэнд «удерживает» долю в 80%.

   У нас, как и в большинстве постсоветских государств, ситуация иная. Здесь «Логитех», по словам менеджера компании по странам СНГ Романа Монина, имеет долю поменьше — около 40-45%. Причина относительной неудачи компании в нашей стране — работа многочисленных «серых» поставщиков. Благо, практически прозрачная граница с Россией позволяет без особых проблем доставлять в республику. минуя посты и кордоны, «мышки», клавиатуры и прочую мелочь.

   Впрочем, постепенно ситуация меняется. Прирост официальных продаж компании в 2007 г. составил 200% и продолжает увеличиваться.

   За что борются игроки на нашем рынке? К концу текущего года, считают специалисты, в стране будет продано 240-260 тыс. компьютеров. Соответственно для каждого ПК необходима своя периферия, что в итоге потянет на 1,5 млн. USD. С учетом «серых» и «черных» поставок сумма составит, по мнению экспертов, около 3 млн. USD. В обозримой перспективе, с учетом ежегодного роста в 17-20%, «пирог» разрастется до 5 млн. USD.

   Вроде бы есть за что побороться, но поставщики гаджетов ведут себя на рынке не слишком активно, стараясь переложить все заботы по борьбе с пиратами и маркетингу на плечи местных бизнес-партнеров. Представители головной компании сегодня предпочитают оказывать большее внимание другим странам, например, России и Украине, где оборот периферийных устройств тянет на сотни млн. USD.

   Не привлекает крупных инвесторов и организация в нашей стране производства. На вопрос корреспондента «ЭГ», не собирается ли компания заняться в Беларуси организацией сборки, Р.Монин сообщил, что все заказы этого швейцарского компьютерного гиганта, а также еще нескольких аналогичного профиля размещаются на крупнейшей фабрике континентального Китая. Себестоимость производства большинства периферийных устройств и их комплектующих, учитывая затраты на изготовление и материалы, измеряется там даже не в долларах, а в центах. По его словам, подобной рентабельности в Беларуси достичь практически невозможно по целому ряду вполне объективных причин, связанных в т.ч. и с далеко не таким благоприятным, как в Юго-Восточной Азии, климатом для серьезных инвестиций.

Эдуард ТРОШИН