Мягкое приземление без парашюта реформ©
По данным Минфина, в 2011 г. страховыми организациями республики получено 2361,7 млрд. Br страховых взносов по прямому страхованию и сострахованию. Прирост поступлений по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. составил 1019,7 млрд. Br, или ...По данным Минфина, в 2011 г. страховыми организациями республики получено 2361,7 млрд. Br страховых взносов по прямому страхованию и сострахованию. Прирост поступлений по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. составил 1019,7 млрд. Br, или 76% в текущих ценах.
По добровольным видам страхования собрано 1142,9 млрд. Br, при этом их удельный вес в общей корзине взносов снизился до 48,4% против 49,9% годом ранее. Поступления от обязательных видов выросли на 546,2 млрд. Br, до 1218,8 млрд. Br.
Более низкими темпами по сравнению с выручкой выросли выплаты страхового возмещения и обеспечения (на 530,4 млрд. Br, до 1334,8 млрд. Br). В результате их отношение к сумме взносов снизилось с 59,9% до 56,5%, что также является позитивный знаком.
Все 25 страховых организаций страны показали чистую прибыль, что внешне свидетельствует о стабильной ситуации в страховом секторе.
Вместе с тем сложно однозначно положительно оценивать финансовые результаты деятельности финансовых компаний в условиях гиперинфляции 2011 г. и девальвации национальной валюты почти в три раза. С одной стороны, если за основу расчетов взять средний по 2011 г. курс 4 623,47 Br/USD, то выручка отрасли выросла не только в рублевом, но и в долларовом эквиваленте — примерно на 14%. С другой стороны, активы страховщикам приходится переоценивать по текущему курсу, который значительно выше. У некоторых из них уставные фонды оказались ниже минимального предела в 1 млн. EUR, и необходимо изыскивать дополнительные ресурсы для капитализации. К тому же прибыль, в значительной мере сформированная из-за курсовых разниц, расширила налогооблагаемую базу и в целом усилила налоговую нагрузку на страховщиков (динамика налоговых и неналоговых платежей в бюджет на 3,3 процентных пункта превысила темп выручки).
Наконец, страховщики так и не дождалась каких-либо значимых мер либерализации, предполагавшихся совместным постановлением Совмина и Нацбанка от 28.02.2011 № 251/6, которым был утвержден план по реализации Директивы № 4. «Все еще кормят нас «завтраками», — сиронизировал один из представителей отрасли в беседе с корреспондентом «ЭГ». Хотя если учесть, что согласно п. 11 Директивы № 4 персональная ответственность за ее реализацию возложена на премьер-министра, председателя правления Нацбанка, председателей облисполкомов и Минского горисполкома, возможно, стоило бы начать спрашивать?
Алесь ГЕРАСИМЕНКО