$

2.2378 руб.

2.4334 руб.

Р (100)

3.4137 руб.

Ставка рефинансирования

8.75%

Проблемы и решения

Мягко стелют, да жестко спать

25.06.2002
Такую оценку получили усилия государства по регулированию внешнеэкономической деятельности

Диалог власти и бизнеса, организованный Белорусским союзом предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского, получился живым, откровенным и острым. Он еще раз продемонстрировал, что проблемы, существующие в области тарифного и нетарифного регулирования, в сфере таможенного законодательства, да и экономики в целом, известны не только предпринимателям. Основная масса государственных чиновников знает их, более того, видит пути решения. Чтобы разрубить гордиев узел проблем, не хватает, как принято теперь говорить, политической воли, а также (чтобы там ни рассказывали о бесправном положении государственного служащего, который, будучи винтиком системы, должен вращаться по ее законам) мужества, ответственности перед будущими поколениями и государственного мышления этого самого чиновника.

Местом проведения очередного 36-го заседания Республиканского клуба директоров БСПиН имени М.С.Кунявского был избран Брест. Да и где еще обсуждать проблемы развития таможенного законодательства, тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, взаимоотношения Беларуси и ВТО, как не в приграничном городе.

Организаторы мероприятия не изменили своей хорошей традиции и не ограничили его заседанием. Участники клуба имели возможность познакомиться с работой двух предприятий - ОАО <Брестский чулочный комбинат> и ОАО <Брестгазоаппарат> и еще раз осознать, что хороший менеджмент, активный маркетинг и экономические стимулы - непременные условия конкурентоспособности продукции, предприятия и национальной экономики. Оба акционерных общества - экспортеры. Из 48% продукции, поставляемой чулочным комбинатом за рубеж, 2% - продается в привередливую Германию. Можно, конечно, сравнивать белорусские предприятия с аналогичными крупными зарубежными компаниями и сокрушаться, что несколько недотягиваем, но продукция не лежит на складе, а деятельность приносит прибыль. Причем ее могло бы быть и больше, отмечают на предприятии. Сложная экономическая ситуация в стране обернулась для комбината падением объемов производства по сравнению с прошлым годом на 30%, снижением рентабельности с 16% до 8%.

Секрет эффективной деятельности еще более очевиден в цехах <Брестгазоаппарата>. Предприятие укомплектовано новым оборудованием, все процессы отлажены и автоматизированы. Показательно, что на техперевооружение ежегодно тратится 12 млн.USD. Очевидно, что без помощи инвестора (основным держателем акций является ОАО <Газпром>) выйти на такой уровень невозможно. Но оптимистические настроения гостей и хозяев заметно поугасли, когда разговор перешел к вопросам государственной политики в области таможенного законодательства, тарифного и нетарифного регулирования. Повод обращаться к этим проблемам есть: страна движется по пути унификации отечественного и российского таможенных законодательств, границы ЕС приближаются, глобализация экономики в лице ВТО надвигается на нас. Что же ожидать субъектам хозяйствования Беларуси в этой ситуации?

Государство в лице председателя государственного таможенного комитета Александра Шпилевского признает несовершенство действующего законодательства и обещает в течение ближайшего месяца закончить ревизию нормативных документов, регулирующих отношения в подведомственной области и внести в правительство изменения и дополнения.

Председатель комитета обнадежил предпринимателей, что содержание нормативных актов, готовящихся к подписанию, отныне будет известно и тем, кому ими придется руководствоваться.

Для согласования их позиций при председателе таможенного комитета создан общественный совет, который эти документы будет рассматривать и мнение которого будет приниматься во внимание.

Своего представителя там, кстати, имеет и Союз, а по сему теоретически может влиять на принимаемые решения. Правда, как утверждают некоторые члены Совета, большой активности в его деятельности не наблюдается.

Участь добросовестных субъектов хозяйствования таможня обещает облегчить, открыв для них <красный> и <зеленый> таможенные коридоры. Это значит, что предприятия, не нарушавшие в течение определенного времени (год-два) таможенное законодательство, смогут проходить оформление и контроль по упрощенной схеме.

Взят курс на максимальную автоматизацию всех осуществляемых на границе процедур, что наряду с однозначностью толкования норм законодательства, по мнению Александра Шпилевского, должно будет искоренить коррупцию на таможне.

Унификация таможенного законодательства с соответствующим российским к настоящему моменту завершена на 80%, сообщил председатель государственного таможенного комитета, и вот-вот приблизится к 100%.  В то же время деятельность белорусских законодателей, перерабатывающих отечественный таможенный кодекс на предмет унификации, затрудняется, поскольку в России два проекта этого документа и который из них брать за основу, не известно. Некоторая неуверенность в разговоре на эту тему была вызвана прозвучавшими как раз накануне откровениями Владимира Путина о <мухах и котлетах> интеграции.

Как стало известно со слов Александра Шпилевского, в связи с приближением границ ЕС белорусские чиновники пока только изучают нормы Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, являющейся своеобразным интернациональным таможенным кодексом.

Информация, представленная заместителем министра иностранных дел Александром Михневичем, касающаяся тарифного и нетарифного регулирования ВЭД и их соответствия нормам ВТО, отличалась большей конкретикой. Дипломат подтвердил серьезность намерений нашей страны вступить во всемирную торговую организацию до 2005 г. Белорусское руководство считает это необходимым, поскольку сейчас члены ВТО обсуждают ее стратегические планы в области экологии, конкуренции и стандартизации. Принять участие в переговорах, а значит, постараться повлиять на принимаемые решения можно только будучи ее членом. Вторая очевидная причина - предполагаемое вступление в ВТО России. Если мы от нее отстанем, то <таможенному союзу тогда практически конец>, констатировал Александр Михневич.

Как сообщил заместитель министра, в соответствии с планом законотворческой деятельности по присоединению нашей страны к ВТО, который уже внесен в правительство, должны быть изменены примерно 26 Законов и около 70 постановлений правительства.

В самое ближайшее время серьезные изменения должна претерпеть тарифная политика. Как известно, с 1 июля вступит в силу новый таможенный тариф Республики Беларусь. По словам Александра Михневича, этот документ носит либеральный характер и подвигает нашу страну в сторону открытости рынка. Будут существенно снижены ставки на импортируемое сырье и технологическое оборудование. Если по действующему законодательству предприятиям приходится оплачивать таможенную пошлину по ставке 10-20%, то после 1 июля для ввозимого оборудования она не превысит 10%.

Что касается соответствия российским импортным тарифам, то расхождения имеются по 1127 позициям (10% от их общего числа).  Касаются они техники, которая производится в Беларуси и может удовлетворить потребности и нашей страны, и России, а также текстиля, ставки на ввоз которого для стран Евросоюза снижены в обмен на снятие ими барьера на пути белорусской продукции.

Новый документ вводит экспортные пошлины на 800 позиций. Среди них в основном сырьевые материалы и та продукция, производство которой субсидируется из бюджета. Вложенные деньги государство имеет право вернуть в виде таможенных платежей, полагает замминистра.

Движение в сторону открытости рынка не должно пугать отечественного производителя. Для его защиты имеет смысл активнее пользоваться признанным во всем мире инструментом - антидемпинговыми компенсационными мерами. К сожалению, отечественные субъекты хозяйствования игнорируют эту возможность, сообщил А.Михневич.  Чтобы сделать механизм включения способов защиты более доступным для субъектов хозяйствования, МИД подготовил и уже представил в правительство проект документа, упрощающего процедуру возбуждения расследования. Достаточно будет заявления в МИД и статистических данных за последний год, а не за 3, как это предусмотрено действующим законодательством. Срок расследования также предполагается сократить с 3 месяцев до 1.

Несколько скептически было воспринято сообщение Михневича о том, что и наша страна, вдохновленная примером России, не против признания ее экономики рыночной. Переговоры такого рода ведутся с Литвой, Польшей и даже Германией. Трезво оценивая свои шансы, белорусская сторона тем не менее вносит предложение: коль нет оснований признать рыночной всю нашу экономику, хотелось бы сделать это хотя бы в отношении отдельных предприятий. Напомним, что рыночный статус поставщика продукции при проведении антидемпинговых расследований позволяет выбирать в качестве базы для сравнения цен не зарубежный аналог ввозимого товара, а производимый на внутреннем рынке страны-поставщика.

Не могла быть обойдена вниманием и проблема катастрофически снижающихся объемов экспорта, вину за что норовят <взвалить> на МИД. Позиция последнего такова: ответственность должен нести тот, кто принимает решения. В том смысле, что МИД готов взять ее на себя, предварительно получив возможность что-то решать и определять.

Наработки и планы есть. К слову, в МИДе полагают, что в настоящее время никаких особенных стимулов для экспортеров в республике не существует. В связи с этим необходимо разработать комплекс экономических мер, которые делали бы экспорт привлекательным для предприятий. К примеру, среди уже внесенных на рассмотрение правительства предложений, призванных стимулировать развитие экспорта, - нормы, позволяющие субъектам хозяйствования относить на себестоимость продукции расходы по продвижению ее на экспорт. В частности - по содержанию дилерской сети, участию в выставках, ярмарках и пр. Все равно экспортер не может выйти за рамки мировой цены, аргументирует свою позицию Александр Михневич, поэтому надо дать ему право выбрать, что он может отнести на себестоимость, а что нет.

Аудитория не только заинтересованно выслушала чиновников - было поставлено много вопросов, затронуто немало проблем, решить которые в рамках существующего законодательства невозможно. Да и не новы они: неравенство перед законом государственных и частных предприятий, лоббирование интересов слабых отечественных производителей в ущерб потребителю и импортеру, избыток неуклюжего административного регулирования, усилившееся в последнее время стремление государства переложить на плечи предпринимателя проблемы бюджета. К примеру, никто так и не смог внятно объяснить предпринимателям, зачем <квотировать> ввоз в республику виноградных вин из стран дальнего зарубежья или зачем нужны ограничения на поставку в Беларусь шин, которые у нас не производятся.

Шквал возмущения обрушился на чиновников по поводу введения индикативной цены (предельная минимальная цена, на основе которой исчисляется таможенная стоимость товара). Причем проблема не столько в самой цене, сколько в ее неумелом определении, что объясняется низким уровнем информационной обеспеченности таможенных органов.

<Досталось> от участников заседания и пытавшемуся рассказать об успешной работе СЭЗ <Брест> главе ее администрации Николаю Кривецкому. Льготный налоговый режим, в котором работают резиденты СЭЗ, существенно удешевляет их продукцию. Ее выход на внутренний рынок оборачивается трагедией для аналогичных производств предприятий-нерезидентов. Замминистра согласился с претензиями предпринимателей и признал, что в настоящее время <извращена сама идея зоны>, ибо предприятия, в них работающие, как правило <недотягивают> до реализации экспортоориентированных и высокотехнологичных проектов, на что рассчитывали при их создании. Принципиальная позиция МИДа на этот счет - <полная таможенная граница и полный таможенный контроль> на входе и выходе.

Автор публикации: Валентина ВЕШТОРТ


Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Опросы