$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

МЯГЧЕ, ЕЩЕ МЯЧГЕ

22.06.2010

Размеры административной ответственности и строгости ее применения давно признаются факторами, существенно ухудшающими бизнес-климат нашей страны. Эти проблемы не удалось решить Законом от 4.01.2010 № 98-З, внесшим ряд корректировок в КОАП в нынешнем году. Теперь на очереди — проект закона «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях», принятый 11 июня Палатой представителей Национального собрания во втором чтении.

Ряд предлагаемых законопроектом положений приводит нормы КоАП в соответствие с актами Президента, в т.ч. с Указом от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Так, вводится ст. 5.5, предусматривающая обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением, при условии устранения субъектом хозяйствования нарушений и возмещения причиненного вреда. А новая редакция ст. 23.79 КоАП содержит ответственность должностных лиц контролирующего органа за совершение деяний, повлекших признание проверки субъекта хозяйствования незаконной.

В целях реализации положений Указа от 24.09.2009 № 465 «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь» в ст. 11.37 КоАП будет установлена ответственность лизингодателя за необеспечение своевременного завершения договора международного лизинга в размере до 2% не полученных (не поступивших) в установленный срок лизинговых платежей, средств от продажи предмета лизинга, стоимости не поступившего в установленный срок предмета лизинга за каждый день превышения срока, но не более суммы, не полученных в установленный срок сумм, либо стоимости предмета лизинга.

В целях реализации норм Закона от 10.11.2008 «О кредитных историях» предлагается дополнить КоАП ст. 11.74, определяющей ответственность за нарушение установленного порядка получения сведений из кредитной истории. Напомним, лицо, не обладающее правом получения сведений, составляющих банковскую тайну, для получения в Нацбанке кредитного отчета обязано получить письменное согласие лица, о котором идет речь в этом отчете.

В ч. 7 ст. 4.8 КоАП будет уточнено, что привлечение к уголовной ответственности должностного лица не освобождает организацию, в которой оно работает, от административной ответственности за данное правонарушение.

Смягчить гнет административной ответственности призван ряд положений, направленных на обеспечение соразмерности наказания тяжести проступка, эффективную реализацию предупредительной роли КоАП, улучшение бизнес-климата, — с учетом мнения контролирующих органов. Так, среди санкций, предусмотренных восемнадцатью статьями Особенной части КоАП, вводится возможность применения к юридическим лицам такого вида административного взыскания, как предупреждение. Максимально допустимый размер штрафа за правонарушения в сфере экономической деятельности для физических лиц снижается с 500 до 200 базовых величин, а для индивидуальных предпринимателей — с 500 до 400 (ч. 3 ст. 6.5 КоАП), в случае исчисления штрафа в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета правонарушения, сумме ущерба, сделки либо доходу — с 10-кратного размера до 5-кратного (ч. 4 ст. 6.5), для физлиц при совершении нескольких административных правонарушений — с 1000 до 400 БВ (п. 1 ч. 2 ст. 7.4). Однако для юрлиц максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, может, как и ранее, достигать 1000 БВ.

В части 1 ст. 6.5 КоАП уточняется, что штрафы, размер которых определяется в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета правонарушения (сумме ущерба, сделки либо доходу, полученному в результате сделки), всегда будут устанавливаться в белорусских рублях.

Права собственности добросовестных приобретателей призвано защитить дополнение ст. 6.10 КоАП частью, запрещающей конфискацию предметов административного таможенного правонарушения, приобретенных после его совершения на территории РБ лицом, не совершавшим это правонарушение, если такие предметы приобретены в розничной торговле, а в иных случаях — если их таможенное оформление проведено такими лицами.

Некоторые проступки существенно «подешевели». Так, нижний предел штрафа за нарушение правил охраны труда (ч. 1 ст. 9.17) снижен с 50 до 10 БВ. Штраф за проведение внешнеторговой операции без лицензии или других разрешительных документов либо неисполнение обязанности по регистрации сделки (ст. 11.43) может составлять не до 100% суммы сделки, а только до 20%. Непредставление или отсутствие статдекларации вместо 20% суммы сделки «потянет» от 10 до 100 БВ (ст. 11.44). Штраф за нарушения в использовании выданной под отчет валюты снижен с 10-кратной до 5-кратной суммы неправильно использованной или невозвращенной суммы (ст. 11.49).

Отметим, что штраф за нарушение установленного порядка оформления договора на осуществление торговой посреднической деятельности будет составлять не ровно 10% суммы договора, а до этого предела (ст. 12.9). Кроме того, максимальный размер штрафа за иные нарушения порядка осуществления торговой посреднической деятельности снижается с 30 до 20 БВ. Правда, бизнес этому послаблению вряд ли обрадуется: ведь он ожидал полной отмены норм Указа от 7.03.2000 № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров», в частности, об указании цели приобретения товаров в договорах, нарушение которой грозит подобными штрафами.

Не повлечет наложение штрафа ошибка в отнесении на себестоимость товара, произведенного на территории РБ, расходов на его приобретение у нерезидента.

Максимальное наказание за проведение юрлицом операций с товарами без разрешения таможенного органа снижается со 100 до 60 БВ (ст. 14.12), а за нецелевое использование (полностью или частично) иностранной безвозмездной помощи (ст. 23.23) — с 300 до 200 БВ.

В статьях 13.3 и 13.4 КоАП планируется исключить ответственность за незначительные нарушения срока представления в налоговый орган информации об открытии (закрытии) счета в банке и за нарушение срока представления налоговой декларации при отсутствии подлежащей уплате суммы налога.

Ряд изменений в КоАП позволят исключить разную практику при одновременном наложении административного взыскания за совершение нескольких правонарушений, образующих повторность. Предлагаемая норма по аналогии с уголовным законодательством устанавливает, что в таких случаях административное взыскание не должно превышать пределы санкции статей КоАП, предусматривающей ответственность за данное правонарушение. Уточняется порядок исчисления срока наложения административного взыскания за длящиеся административные правонарушения.

К сожалению, законодатели, несмотря на призывы бизнес-союзов, не сочли нужным пересмотреть нормы ст. 23.17 КоАП, предусматривающей штраф за ошибки в оформлении первичных учетных документов.

Зато согласно новой редакции ст. 8.6 Кодекса физическое лицо, заболевшее после наложения на него административного взыскания психическим расстройством (заболеванием) или иным заболеванием, препятствующим исполнению наложенных санкций, по ходатайству органа, исполняющего постановление о наложении взыскания, может быть освобождено органом, вынесшим указанное постановление, от административного взыскания или оно может быть заменено на более мягкое. При этом не потребуется, как теперь, учитывать личность нарушителя, характер нарушения и иные обстоятельства. Иными словами, если кого-то штрафы доведут до больничной койки, у него есть шанс на милосердие государства просто исходя из диагноза. Наверно, это поможет выздоровлению.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях