Проблемы и решения
18.02.2003
Мы в заложниках у крупнейших налогоплательщиков
Проблема формирования налогового потенциала исключительно важна, поскольку от него зависит экономическая безопасность государства. Обратимся к налоговому потенциалу белорусской экономики, определив при этом наиболее важные с позиций формирования дох...
Проблема формирования налогового потенциала исключительно важна, поскольку от него зависит экономическая безопасность государства.
Обратимся к налоговому потенциалу белорусской экономики, определив при этом наиболее важные с позиций формирования доходов бюджета отрасли и предприятия.
В нашей стране на налоговом учете состоит 90 тыс. юридических лиц и более 3 млн. граждан. При этом вклад каждой группы налогоплательщиков в доходную часть бюджета существенно различается, что обусловлено целым рядом объективных факторов (см. табл.1).
ТАБЛИЦА 1
Структура налоговых поступлений по юридическим и физическим лицам в 2002 году
============================================================
Удельный Удельный
вес в общей вес в общей
численности, % сумме
налоговых
поступлений, %
============================================================
Удельный Удельный
вес в общей вес в общей
численности, % сумме
налоговых
поступлений, %
============================================================
Государственные и приравненные
к ним предприятия 24,6% 79,0%
к ним предприятия 24,6% 79,0%
Банки 0,6% 2,7%
Страховые организации 0,3% 0,4%
Предприятия с иностранными
инвестициями 3,3% 5,9%
инвестициями 3,3% 5,9%
Иностранные юридические лица 1,4% 0,5%
Коммерческие структуры 29,4% 11,2%
Фермерские хозяйства 2,4% 0,04%
Общественные организации,
объединения, союзы, партии и
т.д. 38,0% 0,3%
объединения, союзы, партии и
т.д. 38,0% 0,3%
Юридические лица, всего 100,0% 100,0%
Предприниматели 6,1% 73,6%
Предприниматели 6,1% 73,6%
Прочие физические лица 6,9% 20,8%
Граждане, уплачивающие налог
на землю и недвижимость 87,0% 5,6%
на землю и недвижимость 87,0% 5,6%
Физические лица, всего 100,0 100,0%
============================================================
Традиционно наибольший объем налоговых поступлений обеспечивают государственные и приравненные к ним предприятия. Сегодня в состав данной группы помимо организаций, находящихся непосредственно в государственной собственности, включен также ряд акционерных предприятий (бывшие государственные, преобразованные в акционерные общества), колхозы, совхозы и др. При относительно невысокой численности данной группы плательщиков (около 25% всех состоящих на учете предприятий) их доля в налоговых поступлениях достигает 79%. И это вполне объяснимо, поскольку именно в такой группе сосредоточены крупнейшие промышленные гиганты, масштабы хозяйственной деятельности которых несоизмеримы с остальными группами налогоплательщиков.
При относительно небольшой численности достаточно весом вклад банков и предприятий с иностранными инвестициями -- 2,7% и 5,9% всех налоговых поступлений соответственно. Причем в последние годы обнаруживается интересная тенденция: в разряд совместных предприятий переходят и некоторые "ветераны" отечественной экономики, которым удается привлечь капитал своих зарубежных партнеров. Этим подтверждается, что в Беларуси есть достаточно эффективные и жизнеспособные отрасли (виды деятельности), которые пользуются повышенным вниманием со стороны иностранных инвесторов. Но, вероятно, самым важным аргументом в пользу преобразования в совместные предприятия служит их привилегированный налоговый статус по сравнению с остальными отечественными субъектами предпринимательства.
Одной из наиболее многочисленных является группа коммерческих структур, доля которых в общей численности предприятий достигает почти 30%. Однако большинство этих плательщиков относится к сфере малого и среднего бизнеса, поэтому на их долю приходится только 11,2% налоговых поступлений.
У нас не так уж и мало общественных организаций, объединений, союзов, партий и т.д. Однако вследствие отсутствия у большинства из них коммерческой деятельности их доля в налоговых поступлениях незначительна -- всего 0,3%.
В структуре налогоплательщиков -- физических лиц превалируют граждане, уплачивающие налог на землю и недвижимость: на них приходится 87% общей численности. Вместе с тем поступления по этой многочисленной категории плательщиков незначительны -- всего 5,6% от общей суммы платежей по физическим лицам. Обратная ситуация по индивидуальным предпринимателям: их доля в общей численности налогоплательщиков составляет немногим более 6%. При этом они обеспечивают почти 74% всех налоговых платежей физических лиц. В течение последних лет наметилась устойчивая тенденция увеличения их численности и объема уплачиваемых налогов.
Если рассматривать структуру доходов бюджета в региональном разрезе, то традиционно наибольшие налоговые платежи поступают от плательщиков Минска: в 2002 г. они обеспечили около 31% всех доходов бюджета. Далее следуют налогоплательщики Гомельщины -- 17%, доля остальных областей находится в пределах от 8% до 13%.
Наполняемость региональных бюджетов во многом зависит от эффективной деятельности крупнейших или так называемых бюджетообразующих предприятий. Основываясь на результатах аналитических исследований, к числу таковых целесообразно отнести плательщиков, обеспечивающих значительные поступления по отдельным доходным источникам бюджетов областей или Минска и являющихся крупнейшими нанимателями на региональном рынке труда. При этом количественные параметры критериев отнесения предприятий к бюджетообразующим в зависимости от специфики каждого региона могут существенно отличаться.
Однако общие тенденции все же прослеживаются. Как свидетельствуют таблицы 2--3, наибольшее количество бюджетообразующих предприятий сконцентрировано в следующих отраслях:
-- нефтепереработка, химическая и газовая промышленность;
-- энергетика;
-- трубопроводный транспорт, Белорусская железная дорога;
-- производство алкогольной продукции и табачных изделий;
-- иные промышленные подотрасли (машиностроение, мебельная, легкая и пищевая промышленность).
ТАБЛИЦА 2
Удельный вес предприятий различных отраслей в формировании доходов бюджета по областям и г. Минску в 2002 году
============================================================================================
Область Удельный вес в доходах бюджета региона налоговых Количество
поступлений предприятий следующих отраслей: бюджето-
------------------------------------------------------------------- образующих
нефтепе- энер- трубопро- производство иные про- ВСЕГО предприятий *
реработка, гетика водный алкогольной мышленные
химическая транспорт, продукции и подотрасли
и газовая Белорусская табачных
промышленность железная изделий
дорога
===================================================================================================================
Брестская --- --- --- 8,1% 9,9% 18,0% 8
Область Удельный вес в доходах бюджета региона налоговых Количество
поступлений предприятий следующих отраслей: бюджето-
------------------------------------------------------------------- образующих
нефтепе- энер- трубопро- производство иные про- ВСЕГО предприятий *
реработка, гетика водный алкогольной мышленные
химическая транспорт, продукции и подотрасли
и газовая Белорусская табачных
промышленность железная изделий
дорога
===================================================================================================================
Брестская --- --- --- 8,1% 9,9% 18,0% 8
Витебская 33,1% 5,6% 1,3% 2,8% 1,6% 44,4% 7
Гомельская 30,8% 6,8% 13,6% 2,6% 3,9% 57,7% 7
Гродненская 8,7% 5,0% --- 6,2% 5,7% 25,6% 14
г.Минск 1,2% 2,3% 5,1% 4,5% 9,7% 22,8% 9
Минская 17,2% --- --- 2,2% 9,9% 29,3% 7
Могилевская 8,9% 4,3% --- 4,8% --- 18,0% 4
=====================================================================================
=====================================================================================
* Доля платежей от данных предприятий в доходах бюджета области или г.Минска находится в диапазоне от 1% до 28,9%.
Например, крупнейший налогоплательщик Беларуси -- Мозырский нефтеперерабатывающий завод обеспечивает треть годовых доходов бюджета по области и почти 5% -- по стране. Годовая сумма налоговых платежей данного предприятия сопоставима с величиной поступлений в консолидированный бюджет налога на недвижимость и в 2,8 раза превышает платежи по налогу на доходы.
ТАБЛИЦА 3
Удельный вес крупнейших предприятий в формировании доходов бюджета в 2002 году
============================================================
Наименование предприятия Область Удельный Удельный
вес в вес в
доходах консоли-
бюджета дированном
области бюджете
республики
============================================================
Наименование предприятия Область Удельный Удельный
вес в вес в
доходах консоли-
бюджета дированном
области бюджете
республики
============================================================
1. ОАО "Мозырский НПЗ" Гомельская 28,9% 4,8%
2. ОАО "Нафтан" Витебская 28,9% 3,7%
3. ПО "Беларускалий" Минская 16,2% 2,0%
4. РУП ПО "Беларусьнефть" Гомельская 10,3% 1,7%
5. РУП "Минский кристалл" г.Минск 4,5% 1,4%
6. РУП "Гомельэнерго" Гомельская 6,8% 1,1%
7. ЗАО "Атлант" г.Минск 3,4% 1,1%
8. РУП "Белтрансгаз" г.Минск 3,1% 1,0%
Всего 16,8%
============================================================
Вместе с тем высокая концентрация крупных предприятий в регионе далеко не всегда предполагает их ведущую роль в доходах местных бюджетов. Например, в Гомельской и Витебской областях семь крупнейших плательщиков обеспечивают 57,7% и 44,4% всех налоговых поступлений по области, тогда как 14 предприятий Гродненщины формируют только 25,6% областного бюджета.
Те регионы, где процесс формирования доходов бюджета существенно зависит от деятельности небольшого числа налогоплательщиков, находятся в менее устойчивом положении по сравнению с регионами, где каналы налоговых поступлений рассредоточены по большему количеству предприятий. Такие области являются заложниками финансового благополучия своих крупнейших бюджетообразующих предприятий. Не секрет, что в условиях становления рыночных отношений экономическое положение отечественных плательщиков нестабильно.
А региональные бюджеты, в которых наиболее крупные предприятия не играют решающей роли, выигрывают за счет полноты и стабильности своего формирования, поскольку влияние более крупных плательщиков на динамику налоговых поступлений значительно нивелируется платежами большого числа средних и мелких предприятий. Как здесь не провести аналогию с диверсификацией и разукрупнением производства, которые для многих западных корпоративных предприятий послужили эффективной страховкой от колебаний потребительских предпочтений и деловой конъюнктуры.
Вывод один: основными налогоплательщиками остаются промышленные гиганты, занимающие лидирующее положение на отечественном рынке. Именно от их деятельности зависит полнота доходной части бюджета. Что касается мелкого и среднего бизнеса, то сейчас говорить о высоком налоговом потенциале этих сфер нельзя, но хочется надеяться, что в будущем бюджет страны будет "диверсифицирован" благодаря их развитию.