Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Мы в заложниках у крупнейших налогоплательщиков

Проблема формирования налогового потенциала исключительно важна, поскольку от него зависит экономическая безопасность государства. Обратимся к налоговому потенциалу белорусской экономики, определив при этом наиболее важные с позиций формирования дох...

Проблема формирования налогового потенциала исключительно важна, поскольку от него зависит экономическая безопасность государства.

Обратимся к налоговому потенциалу белорусской экономики, определив при этом наиболее важные с позиций формирования доходов бюджета отрасли и предприятия.

В нашей стране на налоговом учете состоит 90 тыс. юридических лиц и более 3 млн. граждан. При этом вклад каждой группы налогоплательщиков в доходную часть бюджета существенно различается, что обусловлено целым рядом объективных факторов (см. табл.1).

ТАБЛИЦА 1

Структура налоговых поступлений по юридическим и физическим лицам в 2002 году
 
============================================================
                                 Удельный        Удельный     
                                 вес в общей     вес в общей  
                                 численности, %  сумме          
                                                 налоговых    
                                                 поступлений, %
============================================================
Государственные и приравненные
к ним предприятия                24,6%           79,0%
Банки                             0,6%            2,7%
Страховые организации             0,3%            0,4%
Предприятия с иностранными
инвестициями                      3,3%            5,9%
Иностранные юридические лица      1,4%            0,5%
Коммерческие структуры           29,4%           11,2%
Фермерские хозяйства              2,4%           0,04%
Общественные организации,
объединения, союзы, партии и
т.д.                             38,0%            0,3%
Юридические лица, всего         100,0%          100,0%
                              
Предприниматели                   6,1%           73,6%
Прочие физические лица            6,9%           20,8%
Граждане, уплачивающие налог
на землю и недвижимость          87,0%            5,6%
Физические лица, всего           100,0          100,0%
============================================================

Традиционно наибольший объем налоговых поступлений обеспечивают государственные и приравненные к ним предприятия. Сегодня в состав данной группы помимо организаций, находящихся непосредственно в государственной собственности, включен также ряд акционерных предприятий (бывшие государственные, преобразованные в акционерные общества), колхозы, совхозы и др. При относительно невысокой численности данной группы плательщиков (около 25% всех состоящих на учете предприятий) их доля в налоговых поступлениях достигает 79%. И это вполне объяснимо, поскольку именно в такой группе сосредоточены крупнейшие промышленные гиганты, масштабы хозяйственной деятельности которых несоизмеримы с остальными группами налогоплательщиков.

При относительно небольшой численности достаточно весом вклад банков и предприятий с иностранными инвестициями -- 2,7% и 5,9% всех налоговых поступлений соответственно. Причем в последние годы обнаруживается интересная тенденция: в разряд совместных предприятий переходят и некоторые "ветераны" отечественной экономики, которым удается привлечь капитал своих зарубежных партнеров. Этим подтверждается, что в Беларуси есть достаточно эффективные и жизнеспособные отрасли (виды деятельности), которые пользуются повышенным вниманием со стороны иностранных инвесторов. Но, вероятно, самым важным аргументом в пользу преобразования в совместные предприятия служит их привилегированный налоговый статус по сравнению с остальными отечественными субъектами предпринимательства.

Одной из наиболее многочисленных является группа коммерческих структур, доля которых в общей численности предприятий достигает почти 30%. Однако большинство этих плательщиков относится к сфере малого и среднего бизнеса, поэтому на их долю приходится только 11,2% налоговых поступлений.

У нас не так уж и мало общественных организаций, объединений, союзов, партий и т.д. Однако вследствие отсутствия у большинства из них коммерческой деятельности их доля в налоговых поступлениях незначительна -- всего 0,3%.

В структуре налогоплательщиков -- физических лиц превалируют граждане, уплачивающие налог на землю и недвижимость: на них приходится 87% общей численности. Вместе с тем поступления по этой многочисленной категории плательщиков незначительны -- всего 5,6% от общей суммы платежей по физическим лицам. Обратная ситуация по индивидуальным предпринимателям: их доля в общей численности налогоплательщиков составляет немногим более 6%. При этом они обеспечивают почти 74% всех налоговых платежей физических лиц. В течение последних лет наметилась устойчивая тенденция увеличения их численности и объема уплачиваемых налогов.

Если рассматривать структуру доходов бюджета в региональном разрезе, то традиционно наибольшие налоговые платежи поступают от плательщиков Минска: в 2002 г. они обеспечили около 31% всех доходов бюджета. Далее следуют налогоплательщики Гомельщины -- 17%, доля остальных областей находится в пределах от 8% до 13%.

Наполняемость региональных бюджетов во многом зависит от эффективной деятельности крупнейших или так называемых бюджетообразующих предприятий. Основываясь на результатах аналитических исследований, к числу таковых целесообразно отнести плательщиков, обеспечивающих значительные поступления по отдельным доходным источникам бюджетов областей или Минска и являющихся крупнейшими нанимателями на региональном рынке труда. При этом количественные параметры критериев отнесения предприятий к бюджетообразующим в зависимости от специфики каждого региона могут существенно отличаться.

Однако общие тенденции все же прослеживаются. Как свидетельствуют таблицы 2--3, наибольшее количество бюджетообразующих предприятий сконцентрировано в следующих отраслях:

-- нефтепереработка, химическая и газовая промышленность;

-- энергетика;

-- трубопроводный транспорт, Белорусская железная дорога;

-- производство алкогольной продукции и табачных изделий;

-- иные промышленные подотрасли (машиностроение, мебельная, легкая и пищевая промышленность).

ТАБЛИЦА 2

Удельный вес предприятий различных отраслей в формировании доходов бюджета по областям и г. Минску в 2002 году
 
============================================================================================
Область              Удельный вес в доходах бюджета региона налоговых           Количество   
                       поступлений предприятий следующих отраслей:              бюджето-     
          -------------------------------------------------------------------   образующих                                       
          нефтепе-        энер-   трубопро-    производство  иные про-   ВСЕГО  предприятий *
          реработка,      гетика  водный       алкогольной   мышленные 
          химическая              транспорт,   продукции и   подотрасли
          и газовая               Белорусская  табачных   
          промышленность          железная     изделий    
                                  дорога    
                                   
===================================================================================================================

Брестская       ---       ---       ---         8,1%           9,9%       18,0%     8
Витебская     33,1%      5,6%       1,3%        2,8%           1,6%       44,4%     7
Гомельская    30,8%      6,8%      13,6%        2,6%           3,9%       57,7%     7
Гродненская    8,7%      5,0%      ---          6,2%           5,7%       25,6%     14
г.Минск        1,2%      2,3%      5,1%         4,5%           9,7%       22,8%     9
Минская       17,2%      ---       ---          2,2%           9,9%       29,3%     7
Могилевская    8,9%      4,3%      ---          4,8%           ---        18,0%     4
                                                          
=====================================================================================

* Доля платежей от данных предприятий в доходах бюджета области или г.Минска находится в диапазоне от 1% до 28,9%.

Например, крупнейший налогоплательщик Беларуси -- Мозырский нефтеперерабатывающий завод обеспечивает треть годовых доходов бюджета по области и почти 5% -- по стране. Годовая сумма налоговых платежей данного предприятия сопоставима с величиной поступлений в консолидированный бюджет налога на недвижимость и в 2,8 раза превышает платежи по налогу на доходы.

ТАБЛИЦА 3

Удельный вес крупнейших предприятий в формировании доходов бюджета в 2002 году
 
============================================================
Наименование предприятия      Область   Удельный  Удельный 
                                        вес в     вес в    
                                        доходах   консоли- 
                                        бюджета   дированном
                                        области   бюджете  
                                                  республики
============================================================
1. ОАО "Мозырский НПЗ"      Гомельская    28,9%     4,8%
2. ОАО "Нафтан"             Витебская     28,9%     3,7%
3. ПО "Беларускалий"        Минская       16,2%     2,0%
4. РУП ПО "Беларусьнефть"   Гомельская    10,3%     1,7%
5. РУП "Минский кристалл"   г.Минск       4,5%      1,4%
6. РУП "Гомельэнерго"       Гомельская    6,8%      1,1%
7. ЗАО "Атлант"             г.Минск       3,4%      1,1%
8. РУП "Белтрансгаз"        г.Минск       3,1%      1,0%
Всего                                              16,8%
============================================================

Вместе с тем высокая концентрация крупных предприятий в регионе далеко не всегда предполагает их ведущую роль в доходах местных бюджетов. Например, в Гомельской и Витебской областях семь крупнейших плательщиков обеспечивают 57,7% и 44,4% всех налоговых поступлений по области, тогда как 14 предприятий Гродненщины формируют только 25,6% областного бюджета.

Те регионы, где процесс формирования доходов бюджета существенно зависит от деятельности небольшого числа налогоплательщиков, находятся в менее устойчивом положении по сравнению с регионами, где каналы налоговых поступлений рассредоточены по большему количеству предприятий. Такие области являются заложниками финансового благополучия своих крупнейших бюджетообразующих предприятий. Не секрет, что в условиях становления рыночных отношений экономическое положение отечественных плательщиков нестабильно.

А региональные бюджеты, в которых наиболее крупные предприятия не играют решающей роли, выигрывают за счет полноты и стабильности своего формирования, поскольку влияние более крупных плательщиков на динамику налоговых поступлений значительно нивелируется платежами большого числа средних и мелких предприятий. Как здесь не провести аналогию с диверсификацией и разукрупнением производства, которые для многих западных корпоративных предприятий послужили эффективной страховкой от колебаний потребительских предпочтений и деловой конъюнктуры.

Вывод один: основными налогоплательщиками остаются промышленные гиганты, занимающие лидирующее положение на отечественном рынке. Именно от их деятельности зависит полнота доходной части бюджета. Что касается мелкого и среднего бизнеса, то сейчас говорить о высоком налоговом потенциале этих сфер нельзя, но хочется надеяться, что в будущем бюджет страны будет "диверсифицирован" благодаря их развитию.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений