$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОМУ НАВРЕДИЛИ©

11.04.2014

 

Чтобы решить проблему роста задолженности предприятий и поднять уровень платежной дисциплины, власти намерены усилить ответственность субъектов хозяйствования и их работников за неисполнение, ненадлежащее исполнение отдельных гражданско-правовых обязательств. Проект соответствующего декрета обсуждается сейчас правительством и бизнес-союзами.

Практика показывает, что существующая в стране система мер по административному стимулированию производства, качественному выполнению работ и услуг, соблюдению субъектами хозяйствования принятых на себя обязательств путем технического нормирования и стандартизации, лицензирования, административной ответственности и т.п. недостаточна, чтобы обеспечить добросовестность участников рынка. При этом размер и порядок применения гражданско-правовой ответственности по сути «отдана на откуп» самим субъектам хозяйствования, которые определяют их по соглашению сторон при заключении договоров. Гражданское законодательство определяет здесь лишь общие подходы и ориентировочные размеры такой ответственности. В некоторых случаях в законодательстве предусматривается конкретная гражданско-правовая ответственность, но ее виды и размеры, как правило, все равно могут дополнительно изменяться по усмотрению сторон.

Практика показывает, что принцип добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений, декларируемый в ГК, соблюдают далеко не все: сроки поставок все чаще нарушаются, выполнение работ затягивается, требования к их качеству не соблюдаются. При этом привлечь виновников к гражданско-правовой ответственности за подобные нарушения зачастую проблематично, поскольку стороны не предусматривают в договорах ее отдельные виды либо значительно занижают ее размер. По сути это позволяет уходить от ответственности и не возмещать причиненный имущественный ущерб.

ИСПРАВИТЬ положение власти намерены путем введения единой системы гражданско-правовых мер, направленных на соблюдение договорной дисциплины по договорам поставки, подряда, оказания услуг, исключающих их необоснованный уход от гражданско-правовой ответственности при причинении экономического и материального ущерба государству и другим субъектами хозяйствования. При этом особый упор сделан на усиление материальной ответственности работников, совершивших умышленно или по небрежности нарушения, приведшие к выпуску некачественной продукции, выполнению, оказанию некачественных работ, услуг, несоблюдению, срыву договорных сроков, и особенно — руководителей, не обеспечивших принятие мер для предупреждения таких ситуаций.

Проектом декрета Президента «Об усилении ответственности субъектов хозяйствования и их работников за несоблюдение отдельных гражданско-правовых обязательств» вводится единая система гражданско-правовой ответственности и ее размеры. Так, за недопоставку или просрочку поставки товаров по договору поставки пеня, как и сейчас, составит 0,1% от стоимости недопоставленных (не поставленных в срок) товаров, за просрочку выполнения работ по договору подряда, оказания услуг по договору возмездного оказания услуг — 0,2% от стоимости невыполненных работ, неоказанных услуг за каждый просроченный день. При этом максимальный размер пени составит не более 25% во всех случаях, включая поставку товаров ненадлежащего качества, тогда как сегодня он составляет не более 10% от стоимости недопоставленных (не поставленных в срок) товаров и 20% — невыполненных по договорам строительного подряда работ. Убытки, причиненные недопоставкой или просрочкой поставки товаров по договору поставки, просрочкой выполнения работ по договору подряда, оказания услуг по договору возмездного оказания услуг, поставкой товаров ненадлежащего качества, некомплектных товаров, ненадлежащим качеством работ и услуг, могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки.

Субъектам хозяйствования предоставляется право только увеличивать в договорах предусмотренные проектом декрета размеры пени и штрафа (которые сейчас могут быть уменьшены), а также возможность взыскания сверх пени и штрафа убытков в полной сумме. Дополнительно ограничивается возможность судебного уменьшения предусмотренных в договоре размеров штрафа и пени — суд сможет уменьшать их только до размеров, предусмотренных в декрете, и лишь при явной несоразмерности подлежащих уплате сумм последствиям нарушения обязательства. Также в проекте определяется механизм расчета ответственности (процентов) в случае неисполнения денежных обязательств, подлежащих оплате в иностранной валюте: они будут начисляться по ставке рефинансирования Нацбанка, а базой для их начисления будет сумма в белорусских рублях, определенная по официальному курсу соответствующей валюты на день наступления срока исполнения денежного обязательства.

Организации обяжут иметь локальные нормативные правовые акты, регламентирующие технологические процессы и определяющие профессии (должности) работников (бригад работников), ответственных за осуществление конкретных производственных процессов. Это могут быть технические условия или стандарты организаций, техдокументация, рабочие (должностные) инструкции и т.п.

ПРОЕКТОМ устанавливается полная материальная ответственность работников за ущерб, причиненный нанимателю порчей или уничтожением материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в т.ч. при их изготовлении, а также выпуском изделий (продукции), выполнением работ, оказанием услуг ненадлежащего качества. На директоров, руководителей структурных подразделений и их заместителей возлагается полная материальная ответственность за ущерб, причиненный имуществу организации непринятием необходимых мер к предотвращению простоев или выпуска изделий (продукции), выполнения работ, оказания услуг ненадлежащего качества, а также в случае невозможности установления работника, виновного в причинении такого ущерба. Если сегодня размер ответственности работника ограничен размером его среднего месячного заработка, а для руководителей — 3-месячным заработком, то теперь речь пойдет о всей сумме ущерба. При этом исключается возможность ограничения в колдоговорах, соглашениях материальной ответственности работников и руководителя. Случаи таких ограничений будут устанавливаться только законодательными актами. Кроме того, планируется пересмотреть примерный перечень работ, при выполнении которых может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность, включив в него работы, при выполнении которых невозможно разграничить материальную ответственность каждого работника.

Предельный размер удержаний из зарплаты при взыскании с работника материального ущерба повышается с 20% до 50%, а срок исковой давности для обращения нанимателя в суд по вопросам взыскания материального ущерба, причиненного работником, — с 1 года до 3 лет.

ПО МНЕНИЮ разработчиков проекта, все это позволит укрепить договорную, производственную и технологическую дисциплины, усилить гражданско-правовую ответственность организаций и ИП, а также материальную ответственность их работников, расширит возможности нанимателей по взысканию причиненного ущерба. Возможно, так и будет. Но, к сожалению, этого недостаточно, чтобы бизнесмены, менеджеры и работники всерьез озаботились добрым именем и миссией своих компаний, чтобы приоритет интересов потребителей был выгоден бизнесу. В некоторых случаях рост законодательно установленной неустойки может привести к банкротству добросовестного поставщика, оказавшегося в трудном положении по не зависящим от него причинам. Выходом могло бы стать распространение услуг страхования бизнес-рисков (в т.ч. для топ-менеджмента, риски которого тоже возрастают). Но готовы ли к этому наши страховые компании?

Как ни странно, разорительным принудительное увеличение санкций может оказаться и для кредиторов. Ведь не гарантируется их взыскание с градообразующих, государственных, сельскохозяйственных предприятий, а иногда — пользующихся покровительством высокопоставленных лиц. Практически невозможно взыскать долги с бюджетных организаций, защищенных от судебных исполнителей и банкротства законом. В придачу из-за норм налогового законодательства санкции порой невыгодны самим кредиторам: выиграв суд, они обязаны тут же признать пени и штрафы своим налогооблагаемым доходом, хотя получить деньги в реальности могут гораздо позже, а то и вообще никогда, если у должника нет денег. Так что если бюджет, несомненно, выиграет от усиления гражданско-правовой ответственности, то всем остальным еще придется подсчитать возможные последствия.

Леонид ФРИДКИН