$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Мы справились,

06.11.2007

Сложности, с которыми столкнулась белорусская экономика в этом году из-за повышения цен на энергоносители, не помешали правительству выполнить свои обязательства, записанные в Генеральном соглашении между правительством, объединениями нанимателей и профсоюзов на 2006-2008 гг. Об этом было заявлено на очередном заседании Национального совета по трудовым и социальным вопросам, состоявшемся в конце прошлой недели.

Инвестиции в основной капитал растут вдвое быстрее, чем ВВП, а это свидетельствует «о качественных сдвигах в экономике страны», — полагает первый заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко. Белорусская экономика справилась с поставленными перед ней задачами, подчеркнул он в ходе заседания Нацсовета, который обсуждал итоги выполнения Генерального соглашения между правительством, объединениями нанимателей и профсоюзов в январе-сентябре этого года.

В.Семашко напомнил, что определяющими факторами для развития страны в 2007 г. стало резкое повышение цены на газ и изменение условий поставок российской нефти. Дополнительная нагрузка на экономику составила соответственно 1,2 млрд. USD и 1,8 млрд. USD.

«Чтобы достичь запланированного размера средней месячной заработной платы к концу 2007 г. в целом по республике 340 USD в эквиваленте, принято решение о повышении тарифной ставки первого разряда с 1 ноября для организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями. Она выросла на 7,7% — с 65 тыс. Br до 70 тыс. Br», — отметил заместитель министра экономики Андрей Тур, оглашая итоги выполнения Генсоглашения. С этого же дня увеличена на 9,3% и трудовая пенсия по возрасту (Указ Президента от 31.10.2007 № 552). Теперь она составляет в среднем 345,3 тыс. Br. Прогнозом социально-экономического развития на нынешний год рост пенсии по возрасту предусмотрен на 15,3-18,5%.

В целом принятые сторонами социального партнерства меры позволят в отчетном периоде выполнить обязательства, заложенные в документе, сообщил Тур присутствующим на заседании Нацсовета. Наиболее важным, по его словам, является «отмена мелких, неэффективных, а также оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность субъектов хозяйствования налогов и сборов». Напомним, что проект бюджета на 2008 г. предусматривает снижение общей ставки оборотных налогов с 3% до 2%. Продолжает оказываться государственная поддержка важнейшим инвестиционным проектам реального сектора экономики, планируемым к реализации в 2006-2008 гг. В нынешнем году на эти цели будет выделено 63,5 млрд. Br.

Намеченные Генеральным соглашением показатели по повышению оплаты труда работников, уровню их жизни и социальной защиты выполнены. За 9 месяцев рост заработной платы составил 102,6%. Среднемесячная заработная плата работников в целом по республике в сентябре составила 712,4 тыс. Br (или 331,8 USD) и увеличилась по сравнению с сентябрем 2006 г. на 17,8% (по прогнозу 15,6-18,8%). При этом заработная плата работников промышленности составила почти 372 USD в эквиваленте, строительства — 438 USD, транспорта — 391 USD, связи — 362 USD. В бюджетной сфере номинальная среднемесячная заработная плата составила 280,7 USD, увеличившись на 13,9% (прогноз — 13,1%). Повышены на 10% тарифные оклады самым низкооплачиваемым категориям — работникам культурно-просветительских учреждений.

Для социальной защиты населения в республике сохранено госрегулирование цен и тарифов на коммунальные услуги, газ, топливо, электроэнергию, медикаменты, социально значимые продукты питания. По мнению А.Тура, «это очень и очень непростое решение, учитывая «ценовые подвижки» за тепловую энергию, газ». За январь-сентябрь тарифы на коммунальные услуги по сравнению с этим же периодом прошлого увеличились на 7,1%, плата за газ и электроснабжение — на 23,1%, цены на продукты питания — на 8,2%.

Присутствующие на заседании представители от объединения нанимателей в свою очередь обратили внимание правительства на недостаточность выделяемых средств на финансовое оздоровление убыточных предприятий. Отсюда, к слову, и большая дифференциация в заработной плате. «Если не поддерживать предприятия финансово, то надо создать такие условия, чтобы у них появился шанс выжить. Решить эту проблему только дополнительной нагрузкой на эффективные предприятия нельзя. Налоговая нагрузка сегодня остается высокой и для многих просто неподъемной», — прозвучало на Нацсовете. Решение этих проблем, по мнению нанимателей, требует значительно больших усилий как с их стороны, так и правительства.

Всем трем сторонам социального партнерства сейчас предстоит активизировать совместную работу, чтобы до конца года решить «еще целый комплекс проблем в области оплаты труда, пенсионного обеспечения и соцзащиты».

Инесса ГЕРМАНЧУК