$

2.1159 руб.

2.3409 руб.

Р (100)

3.3194 руб.

Ставка рефинансирования

9.00%

Интеграция

Мы по-прежнему вместе

16.08.2002
Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) был подписан 10 октября 2000г. главами государств -- участников Таможенного союза -- Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации и Таджикистана. Этот договор -- один из этапов сотрудничества, начавшегося с созданием в 1995г. Таможенного союза и продолженного соглашением о Едином экономическом пространстве (1999г.). О развитии сотрудничества наших стран рассказывает первый заместитель министра иностранных дел Республики Беларусь Василий ПУГАЧЕВ.

ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ значение заключенных между пятью государствами соглашений в том, что они выстраивают развернутую стройную концепцию построения новой системы отношений в экономической, социальной и правовой сферах. Договор об учреждении ЕврАзЭС вбирает в себя мировой опыт интеграции и достижений Евросоюза и СНГ. В Договоре о Таможенном союзе заложены основы согласованной стратегии интеграционной деятельности на длительную перспективу с учетом дружеских отношений государств, взаимного уважения суверенитета и норм международного права. Перед ним изначально была поставлена цель ускорения интеграции, более тесного реального экономического и политического взаимодействия между его участниками. Именно Таможенный союз во многом дал импульс к созданию групп продвинутой интеграции в рамках СНГ. Сейчас на постсоветском пространстве существуют и другие интеграционные образования, объединенные прежде всего на базе региональных интересов, в частности по совместному использованию транспорта и коммуникаций.

Преобразование Таможенного союза в ЕврАзЭС является переходом на следующий, более высокий уровень интеграции, что вызвано необходимостью совершенствования как структуры органов управления, так и условий движения товаров и услуг.

Ближайшей целью новой организации является формирование полноценного таможенного союза. При этом ЕврАзЭС -- открытая организация, участники которой поставили перед собой цель реального повышения уровня жизни своих народов при эффективном использовании экономических потенциалов государств-участников.

Превращение Таможенного союза в ЕврАзЭС позволило его участникам ставить перед собой новые задачи:

ускоренное формирование единого экономического пространства, общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы, единых транспортных, энергетических и информационных систем;

координация внешней политики;

совместная охрана внешних границ.

Главной целью создания ЕврАзЭС является повышение эффективности продвижения процесса формирования единого таможенного и экономического пространства через проведение согласованной таможенно-тарифной политики, выработку единой позиции государств -- членов Сообщества во взаимоотношениях с ВТО и другими международными экономическими организациями, выступление в пределах своих полномочий на мировой арене от лица Сообщества прежде всего по вопросам торгово-таможенной политики.

Значительным преимуществом Евр-АзЭС перед Таможенным союзом является общепринятая в современной международной интеграции система принятия решений путем "взвешенного голосования", при котором государство с большим экономическим весом располагает и большим количеством голосов. Это свидетельствует о начале нового этапа во взаимоотношениях наших стран.

СЛЕДУЕТ отметить, что в рамках ЕврАзЭС фактически уже действует режим свободной торговли, при котором во взаимной торговле сведены до минимума тарифные и нетарифные ограничения и изъятия. Согласованы торгово-тарифный режим в отношении третьих стран, а также система преференций в отношении развивающихся и наименее развитых стран. Проводится унификация акцизной политики, правил валютного регулирования и валютного контроля во внешнеэкономической деятельности. Идет работа по координации защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по защите экономических интересов во внешней торговле всеми государствами ЕврАзЭС. По каждому из этих направлений, хоть и с различной степенью эффективности, проводятся практические мероприятия.

В ЕврАзЭС заложены правовые основы для экономической стабилизации и роста за счет структурной перестройки и взаимодополняемости экономик пяти государств, конкретизации задач интеграции в основных областях народного хозяйства.

Государства -- члены ЕврАзЭС на основе принимаемых решений разрабатывают внутренние планы и программы, предусматривающие регулярную отчетность об исполнении, что обеспечивает контроль за их выполнением.

Процессы экономического развития в государствах -- членах ЕврАзЭС и углубление интеграции тесно взаимосвязаны. В ближайшие несколько лет в этих странах должен одновременно начаться устойчивый рост экономики, реального производства и показателей торгово-экономического взаимодействия. По нашему мнению, экономическое сообщество может дать "пятерке" эффект умножения сил, повышающий шансы на стабилизацию экономики и ее рост, технологические прорывы в отдельных отраслях. Не меньшее значение будут иметь выравнивание и ускорение экономических и структурных преобразований, координация внешней, в том числе экономической, политики, широкое социально-гуманитарное сотрудничество.

НОВОЕ экономическое сообщество позволит обеспечить странам-участницам устойчивые торговые связи, даст дополнительный импульс их промышленному развитию с использованием сложившегося разделения труда и существующих производственных мощностей, а также может дать позитивные результаты при объединении транспорта и другой инфраструктуры.

Для Беларуси, с ее развитым промышленным потенциалом и преобладанием перерабатывающих отраслей промышленности, предоставляются новые возможности для сбыта своей продукции на рынке ЕврАзЭС. Ведь торгово-экономические отношения с государствами "пятерки" считаются приоритетными для нас. Так, большую часть импорта из стран ЕврАзЭС составляют поставки сырья, необходимые для белорусской промышленности. Например, в Республике Казахстан закупается зерно и ациклические углеводороды, в Кыргызстане -- табачное сырье, в Таджикистане -- проволока алюминиевая, табачное сырье и шерсть. Из всех трех стран завозится хлопковое волокно. В свою очередь Беларусь поставляет партнерам по "пятерке" свою традиционную экспортную продукцию: тракторы, грузовые автомобили, холодильники, лекарства, мебель и др. Объем внешнеторговых операций между странами ЕврАзЭС оценивался в 19 млрд.USD, снижение по сравнению с январем -- апрелем прошлого года в среднем на 10%, в том числе экспорт -- соответственно 9 млрд.USD -- на 10%, импорт -- 10 млрд.USD -- на 9%. Общий объем экспорта стран содружества в январе -- апреле 2002г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года уменьшился на 2 млрд.USD, или в среднем на 6% при увеличении импорта на 1,5 млрд.USD, или на 6%. При этом экспортные операции в апреле возросли по сравнению с мартом текущего года в среднем на 4%, импортные -- на 11%.

В общем объеме экспорта стран содружества доля экспорта в страны СНГ составляла 20% против 21% в аналогичном периоде прошлого года, импорта -- соответственно 37% и 43%. Рост экспортных и импортных операций в торговле со странами СНГ наблюдался только в Азербайджане, Молдове и Таджикистане (см. таблицу).

На последнем заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС принято решение о совершенствовании взаимодействия государств -- членов ЕврАзЭС на переговорах по присоединению к Всемирной торговой организации. Это позволяет нам рассчитывать на синхронизацию своих действий с Россией и другими странами сообщества в переговорном процессе с ВТО. При этом мы стремимся добиться таких условий, которые бы не блокировали дальнейшее сближение между нашими странами и эффективную работу общего рынка сообщества. Координировать одновременно два процесса переговоров -- с ВТО и в рамках "пятерки" сложно, но другого пути нет.

При преобладании в целом положительных тенденций в развитии сообщества существуют сферы сотрудничества, требующие дополнительных усилий. Так, например, Беларусь считает необходимым ускорить согласование Общего таможенного тарифа государств -- членов ЕврАзЭС. Такой тариф стал бы отправной точкой при ведении переговоров по вступлению в ВТО с учетом интересов сторон, а также обеспечил бы защиту рынка ЕврАзЭС и способствовал увеличению объемов торговли отечественными товарами.

Особого внимания заслуживает также проработка инновационного сотрудничества и кооперации в области высоких технологий. По прогнозам специалистов уже в ближайшем будущем техническое перевооружение промышленных предприятий республики потребует значительных капиталовложений. Разумное использование промышленного потенциала с учетом специализации отдельных стран ЕврАзЭС поможет смягчить негативные последствия переходного периода. Взаимовыгодный обмен технологиями окажет влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции.

Дальнейшие шаги по развитию интеграции обсуждались 26 июля с.г. на заседании Интеграционного Комитета ЕврАзЭС в столице Кыргызстана Бишкеке. На нем принято решение об основных принципах и порядке разработки и реализации межгосударственных целевых программ. В одобренном проекте документа определены цели, задачи и этапы разработки указанных программ, порядок их формирования, утверждения, управления реализацией и контроля за ходом выполнения, а также общие принципы финансирования.

В целях обеспечения единого внешнеторгового режима ЕврАзЭС в отношении третьих стран главы государств поручили правительствам "пятерки" совместно с Интеграционным комитетом сформировать Единый перечень изъятий из режима свободной торговли государствами -- членами ЕврАзЭС со странами -- участницами СНГ, не входящими в сообщество. В соответствии с нормами Соглашения о создании зоны свободной торговли и Протокола к нему от 2.04.99г., заключенного государствами -- членами СНГ на двухсторонней основе, были введены изъятия из режима свободной торговли с другими странами СНГ. Беларусь, Россия и Казахстан применяют эти меры к сахару, Россия и Казахстан -- к этиловому спирту, водке, сигаретам. Эти товары включены в Единый перечень, одобренный на заседании Интеграционного комитета ЕврАзЭС 26 июля 2002г.

В развитие Основ пограничной политики государств -- членов ЕврАзЭС на заседании Интеграционного Комитета был одобрен и вынесен на рассмотрение Межгоссовета проект Договора о сотрудничестве в охране внешних границ государств -- членов Евразийского экономического сооб-щества. Как часть механизма контроля за реализацией ранее принятых решений в рамках ЕврАзЭС, на заседании была рассмотрена информация о ходе работы по выполнению решений Межгоссовета об основных направлениях по проведению согласованной структурной перестройки экономик государств -- членов ЕврАзЭС и о Плане проведения комплексного анализа состояния дел на внешних границах сообщества.

Объем взаимной торговли стран СНГ в январе -- апреле 2002г. (млн.USD)
 
============================================================
                     Экспорт    в % к    Импорт  в % к 
                                январю-          январю-
                                апрелю           апрелю
                                2001г.           2001г.

============================================================  
Азейбарджан         66,1      107      216,4     163
Армения             30,8      91        84,8     124
Беларусь          1292,6      89      1715,2      97
Грузия              36,8      86        93,9     114
Казахстан          689,3      76       901,0      82
Кыргызстан          47,7    99,8       108,0     140
Молдова            123,5     106       116,8     110
Россия            4393,7      96      3011,5      79
Таджикистан         83,1     109       221,1     102
Туркменистан        -         -         -         -
Узбекистан          -         -         -         -
Украина           1238,5     77       2709,2      97
============================================================