Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Социум
04.04.2003 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

"МЫ НЕ СУДИМ, мы примиряем и консультируем"

Республиканский трудовой арбитраж был создан в 1995г. как необходимое звено в системе социального партнерства государства, работодателей и наемных работников...

Республиканский трудовой арбитраж был создан в 1995г. как необходимое звено в системе социального партнерства государства, работодателей и наемных работников. Правда, в нашей стране государство само одновременно является крупнейшим собственником и работодателем, что нарушает классическую чистоту формулы трипартизма. Тем не менее опыт показывает, что и в этих условиях трудовой арбитраж и необходим, и эффективен. Об этом идет речь в беседе корреспондента "НЭГ" с Валерием Александровичем ЧЕРЕМИСОВЫМ.

ДЛЯ многих людей арбитраж ассоциируется с судом. В связи с этим вопрос: имеет ли отношение Республиканский трудовой арбитраж к судебной системе, а если нет, то в чем заключаются отличия?

-- Действительно, имеют место подобные рассуждения, но это -- заблуждение. Суды осуществляют правосудие, и им принадлежит судебная власть. Республиканский трудовой арбитраж является государственным органом в системе исполнительной власти и в пределах своей компетенции рассматривает коллективные трудовые споры, возникающие в социально-трудовой сфере, а поэтому к системе судебной власти отношения не имеет. Мы не судим, мы примиряем и консультируем.

-- В таком случае поясните, что включает в себя понятие "коллективный трудовой спор" и что является предметом спора?

-- Коллективный трудовой спор -- это неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений, то есть нанимателя и представляющего наемных работников профсоюза, по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, исполнения либо прекращения коллективных договоров.

Предметом таких споров могут быть отношения, связанные с организацией труда, нормированием, формами и оплатой труда, обеспечением занятости, повышением квалификации, предоставлением различного рода льгот, гарантий и многое другое, а также вопросы процедурного характера при заключении, изменении, исполнении и прекращении коллективного договора.

В 2002 году, к примеру, в большинстве случаев предметом трудовых конфликтов и споров была несвоевременная выплата заработной платы.

-- Надо понимать, что причин для конфликтов на предприятиях, где работники не получают заработную плату на протяжении двух-трех месяцев, более чем достаточно. Как удалось удержать ситуацию под контролем?

-- Главную роль в этом сыграли меры, предпринятые исполнительной властью всех уровней. Благодаря им и задолженности ликвидированы, и зарплата не только выплачивалась, но и росла. Однако определенную лепту в предотвращение коллективных трудовых конфликтов внес и арбитраж. Прогнозируя развитие ситуации на основе анализа статистических данных по каждому региону и отраслям экономики о задолженности по зарплате, мы организовали работу по обследованию соответствующих предприятий с целью изучения причин образования этой задолженности. По результатам вносили соответствующие предложения, информировали об этом собственника, проводили разъяснительную работу как с нанимателем, так и с профсоюзным активом.

Всего было обследовано 232 предприятия, что в два раза больше, чем в 2001г., и почти в десять раз больше направлено аналитических справок с конкретными предложениями по устранению причин возникновения споров. Заключено и подписано около 70 трехсторонних соглашений с предприятиями о взаимодействии по предотвращению споров.

-- Урегулирование трудовых конфликтов в рамках законодательства, насколько я понимаю, требует специальных юридических знаний, но далеко не каждый профсоюзный лидер ими обладает. Каким образом они выходят из ситуации и кто их консультирует?

-- В основном профсоюзы используют юридические службы нанимателя. Кроме того, сложилась практика, когда по первому звонку штатный трудовой арбитр выезжает на предприятие, независимо от места его расположения, где на месте оказывает консультативную и методическую помощь не только профсоюзным активистам, но и нанимателю. Всего в 2002г. трудовыми арбитрами оказана консультативная и методическая помощь в 710 случаях.

Сегодня можно констатировать, что число обращений к трудовым арбитрам за консультациями значительно увеличилось и, надо признаться, нам не хватает уже финансовых средств на командировки.

Вместе с тем методическое руководство системой примирения, обеспечение единообразного и правильного применения законодательства является одной из основных задач арбитража и мы будем продолжать эту практику.

-- У вас прозвучало "штатный трудовой арбитр". А что, имеются и внештатные арбитры?

-- Постановлением Совета Министров от 30.03.99г. N 434 утвержден список внештатных трудовых арбитров в количестве 100 человек. В основном это квалифицированные юристы и экономисты, многие из которых имеют научную степень. Привлекаются они в качестве нейтральных членов примирительных комиссий, посредников либо арбитров трудового арбитража при разрешении конкретных коллективных трудовых споров.

-- А сколько всего штатных работников насчитывается в арбитраже и какова его структура?

-- По штатному расписанию в арбитраже 20 работников, из них 7 трудовых арбитров по областям и городу Минску, что вполне достаточно для выполнения возложенных на нас задач.

-- Какие основные права трудового арбитра?

-- Основные права трудовых арбитров перечислены в постановлении Министерства юстиции от 2003-01-31г. N 3. Из общего перечня можно выделить право арбитра на беспрепятственное посещение практически всех государственных и негосударственных учреждений, предприятий, профессиональных союзов с целью ознакомления с документами, необходимыми для разрешения споров, получать соответствующие объяснения от должностных лиц; запрашивать от различных инстанций, сторон спора документы, информацию и иные доказательства, необходимые для разрешения спора; назначать экспертизу, приглашать консультанта; представлять государственным органам, нанимателям, представительным органам работников информацию о нарушениях законодательства, выявленных при разрешении спора, с рекомендациями об их устранении; давать правовую оценку нормам, содержащимся в коллективных договорах, соглашениях, а также оказывать консультационную и методическую помощь сторонам коллективно-трудовых отношений при возникновении разногласий между ними и другие права.

При разрешении спора арбитр независим, подчиняется только закону и действует от имени Республиканского трудового арбитража. Вмешательство в деятельность арбитра при разрешении спора не допускается.

-- Достаточно ли этого для эффективного разрешения трудовых конфликтов?

-- В качестве ответа приведу пример спора между администрацией и профсоюзной организацией Новополоцкого завода "Измеритель". Предметом его послужило неисполнение нанимателем отдельных условий коллективного договора в части несвоевременной выплаты заработной платы, в т.ч. отпускных, неполной занятости, ухудшения условий труда и быта работников. Предъявлялись нанимателю и другие требования.

На заседаниях примирительной комиссии по большей части требований стороны пришли к соглашению, однако по основным вопросам, касающимся задержек выплаты зарплаты и погашения задолженности по ней, стороны не договорились и обратились в Республиканский трудовой арбитраж. Заседание Арбитража проходило непосредственно на предприятии в г.Новополоцке с привлечением специалиста Министерства промышленности в качестве эксперта. Но и принятое решение Арбитража не в полной мере удовлетворило представителей работников, в связи с чем часть решения была обжалована Главному трудовому арбитру. Так как действительно Арбитражем не были учтены все фактические обстоятельства дела, ранее вынесенное решение было отменено и дело было передано на рассмотрение Арбитража в новом составе, в ходе заседаний которого был найден компромиссный вариант решения спора.

Кстати, после завершения всей процедуры урегулирования к профсоюзному лидеру завода поступил ряд телефонных звонков от коллег других предприятий города по вопросам организации примирительных процедур. Ведь главная их задача заключается в цивилизованном решении трудовых разногласий, предупреждении забастовок, как крайней и нежелательной для всех меры.

-- Кстати, о забастовке. Время от времени часть индивидуальных предпринимателей объявляют забастовки и выдвигают определенные требования. Что предпринимает арбитраж для разрешения этого спора?

-- Давайте вместе разберемся. Забастовка -- это предусмотренный национальным законодательством легальный способ решения коллективного трудового спора, когда стороны не достигли соглашения в ходе примирительных процедур. В вашем примере трудового спора как такового нет, более того, бастуют наниматели, а не работники. Поэтому так называемую забастовку индивидуальных предпринимателей необходимо рассматривать как обычную акцию протеста. Разбирательство по этим акциям не входит в компетенцию арбитража.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений