$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

МЫ НАШ, МЫ НОВЫЙ TIR ПОСТРОИМ©

25.10.2013

Ответом на затянувшееся противостояние между Федеральной таможенной службой (ФТС) России и Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по вопросам использования книжек международных дорожных перевозок (МДП — Carnet TIR) стало решение создать в Таможенном союзе свою альтернативную систему гарантий. По крайней мере так заявил 23 октября российский вице-премьер Игорь Шувалов.

«Мы инициируем собственную договоренность между Россией, Беларусью и Казахстаном, которая будет действовать по аналогии с правилами, существующими в ЕС», — приводят его слова российские СМИ. До ее принятия книжки МДП продолжат действовать в ТС, а что будет после — не уточнялось. Возможно, от них окончательно откажутся. Одновременно И.Шувалов согласился с необходимостью придерживаться обязательств Таможенной конвенции о международной перевозке грузов, правда, не совсем понятно, как это возможно. Ведь выход из системы МДП — прямое ее нарушение.

Напомним, минувшим летом ФТС России заявила, что с 14 августа т.г. приостанавливает на своей территории процедуры таможенного транзита с использованием книжек МДП. Впоследствии, однако, рубеж был перенесен на 14 октября, но и после этой даты полностью отказаться от привычной системы гарантий сборов таможня не решилась. Нововведение коснулось только Сибирского, Дальневосточного, Уральского и Приволжского регионов. Сейчас там таможенные органы требуют представления дополнительных гарантий, в т.ч. внесение денежных средств, банковская гарантия, поручительство или залог имущества. Также может применяться таможенное сопровождение или устанавливаться маршрут перевозки товаров.

Теперь крайней датой считается 1.12.2013 г., когда, по решению ФТС, будет расторгнуто соглашение с АСМАП — российским национальным гарантом исполнения обязательств в рамках МДП. Если Carnet TIR окончательно перестанет действовать — это серьезно затронет интересы белорусских компаний-перевозчиков, обслуживающих российские транзитные грузопотоки. Если же будет реализована инициатива Кремля о создании единой альтернативной системы гарантий в ТС, то изменятся условия работы для большинства белорусских предприятий, вовлеченных во внешнюю торговлю товарами.

Судя по выступлению заместителя председателя ГТК Сергея Борисюка 9 октября на VII Белорусском транспортно-логистическом конгрессе, наши таможенники, скорее всего, поддержат инициативы российских коллег. По мнению чиновника, «система имеет концептуальные проблемы, которые время от времени приводят к кризисным ситуациям в сфере международных перевозок». В числе грехов — низкий уровень гарантий, которые в ряде случаев не покрывают всех таможенных и налоговых сборов, невозможность использовать иные инструменты контроля, кроме сопровождения грузов, а также монопольный статус книжек МДП на пространстве ЕЭП. С их использованием через Беларусь в Россию следует 84% транзитных грузов, всего же в РФ ежегодно осуществляется около 1,5 млн. операций с МДП. Применение системы в нашей стране не столь широко: книжки сопровождают 47% импорта и лишь 7,4% экспорта, доставляемого автомобильным транспортом, тем не менее, по словам С.Борисюка, ГТК считает целесообразным скорректировать законодательное поле для лучшей наполняемости госбюджета и развития национальной системы гарантий.

Со своей стороны генсек Международного союза автомобильного транспорта (IRU) Умберто де Претто напомнил о цене вопроса. Ни один из альтернативных гарантийных инструментов не обеспечит столь низких издержек пользователям, как МДП, — 7 центов на 100 USD покрытия. Следует полагать, что его прибытие в Минск для участия в транспортно-логистическом конгрессе есть не только проявление интереса к локальному мероприятию, но и знак обеспокоенности относительно будущего системы МДП в ЕЭП. По крайней мере высокопоставленный гость в дипломатичных формах дал понять, что мировое сообщество здорово взволновано нарушением Россией международных обязательств и что это может повлечь ответные меры.

Но надежды на то, что чиновники всерьез обеспокоятся попранием международного права, откровенно малы, тем более что собственные законы, как оказалось, тоже не указ. После того как 14 октября Высший арбитражный суд РФ признал недействующим письмо ФТС от 4.07.2013 № 01-11/28474 «О международных перевозках с применением книжек МДП», таможня распространила ограничения в использовании книжек еще и на Северо-Кавказский регион.

Упорство чиновников наводит на мысль, что битва с Carnet TIR будет доведена до победного конца, а субъектам хозяйствования лучше уже сейчас начинать привыкать работать без МДП. По мнению гендиректора СП ООО «РАЙЗИНГ» (крупной транспортной компании) Екатерины Босяковой, скорее всего, произойдет некоторый передел рынка транспортных услуг. В выигрыше окажутся перевозчики, обладающие статусом таможенного перевозчика, которые могут использовать собственную гарантию. Однако получить такое «звание» по законодательству ТС непросто и слишком затратно для многих мелких и средних компаний. К тому же при доставке грузов транзитом через несколько стран придется комбинировать использование МДП в Европе с иными гарантиями в ЕЭП, что повысит издержки. Проще всего их переложить на стоимость тарифов, однако, как показал опыт последних лет, расценки на перевозку не всегда поспевали за ростом затрат, что плохо сказывалось на экономике перевозчиков.

Заметим, в итоге за все заплатит конечный потребитель, тарифы будут переложены на стоимость товаров и услуг, что подогреет инфляцию, снизит конкурентоспособность предприятий и в целом не лучшим образом скажется на состоянии и без того стагнирующих экономик стран ЕЭП. Очень может быть, что задолженность АСМАП по обязательствам МДП перед федеральным бюджетом в 20 млрд. RUB, из-за которой начался весь конфликт, окажется совсем незначительной перед экономическими последствиями «реформы». Кстати, как заверяет АСМАП, 90% долга, который насчитала ФТС России, сформировался еще в 1994– 2003 гг., а всплеск неплатежей в 2003 г. стал следствием преступных действий организованной группы с участием российских таможенников (т.н. «выборгская ситуация»). С 2004 г. система МДП действовала стабильно, на 1.06.2013 г. на рассмотрении гарантийной цепи находились только 8 требований об уплате таможенных платежей, по которым установленные сроки оплаты не истекли.

Получается, что разговоры о несовершенстве Carnet TIR сильно преувеличены, но в пылу громких заявлений этого можно и не заметить.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО