$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

МВФ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ:БЫСТРО НЕ ПОЛУЧИТСЯ©

28.04.2015

С начала мирового финансового кризиса многие страны столкнулись со снижением роста объема производственных мощностей, что приведет к замедлению роста уровня жизни в будущем. Такие выводы сделаны в новом исследовании МВФ «Перспективы развития мировой экономики».

Резкий спад темпов роста производства во время мирового финансового кризиса в значительной мере связан со снижением «скоростного режима», под которым понимается возможность увеличения объемов производимых товаров и услуг без повышения инфляции. По мнению специалистов МВФ, в отсутствие мер политики, направленных на стимулирование инноваций, содействие инвестициям в продуктивный капитал и противодействие отрицательным последствиям процесса старения населения, страны будут вынуждены приспосабливаться к новой реальности ужесточившегося скоростного режима.

Потенциальный объем производства является мерилом производственного потенциала страны при стабильном уровне инфляции. Его значение зависит от предложения труда и капитала, с одной стороны, и уровня производительности их использования — с другой. Для обеспечения роста потенциального объема производства требуется либо увеличение предложения этих факторов, либо повышение производительности.

За годы, прошедшие с начала глобального кризиса 2008–2009 гг., во многих странах замедлились темпы роста одного или нескольких основных компонентов, определяющих рост потенциального объема производства. В странах с развитой экономикой это приблизительно в равной мере объяснялось снижением темпов накопления капитала и роста рабочей силы — в основном в силу отрицательных демографических факторов. В странах с формирующимся рынком снижение во многом является результатом замедления темпов роста производительности.

Улучшение экономической конъюнктуры и восстановление экономической активности должны привести к оживлению роста инвестиций, что будет способствовать постепенному восстановлению роста продуктивного капитала во многих развитых странах, полагают в МВФ. Однако динамика рабочей силы имеет более мрачные перспективы. Демографические факторы, скорее всего, будут тормозить рост по мере старения населения и выхода работников на пенсию, отмечают аналитики фонда. Первыми это ощутят развитые страны, а спустя несколько лет — и развивающиеся. Впрочем, в данном тренде Беларусь ближе к первым. Например, в 2011–2013 гг. реальная зарплата в республике в среднем росла на 13,5%, ВВП — на 2,7%, а производительность труда — всего на 3,7%.

Ожидать повышения уровня производительности не приходится, предупреждает МВФ. Благодаря технологическому развитию в предыдущий период и повышению уровня образования страны с формирующимся рынком смогли сократить разрыв, отделяющий их от стран с развитой экономикой. Хотя дальнейший прогресс в этих областях все еще может приводить к активизации роста, «отдача» от образования и инноваций вряд ли будет столь же значительной, как ранее, когда эти страны были более удалены от передовых технологических рубежей. В дальнейшем темпы производительности в развивающихся странах будут только падать, а в развитых — останутся близкими к уровням последнего времени. Едва ли удастся восстановить наблюдавшиеся в конце 1990-х и начале 2000-х годов быстрые темпы роста, в основе которых лежал исключительный по силе подъем в области информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, рост потенциального объема производства в странах с развитой экономикой, скорее всего, будет оставаться ниже докризисных уровней, в то время как в странах с формирующимся рынком ожидается его дальнейшее снижение в среднесрочной перспективе. Соответственно, замедлятся и темпы роста уровня жизни. В придачу усложнится задача поддержания бюджетной устойчивости, поскольку налоговая база будет расти медленнее.

В УТЕШЕНИЕ авторы исследования уверяют, что «траектория роста потенциального объема производства в будущем пока еще не определена раз и навсегда» — нужно только не опускать руки. Чтобы повысить «скоростной режим» экономики, меры политики должны быть направлены на стимулирование инноваций, поощрение инвестиций в продуктивный капитал и противодействие отрицательным последствиям старения населения. Хотя надлежащий набор мер будет разным для каждой страны, существуют некоторые рекомендации общего характера.

Задача стимулирования инноваций и повышения роста производительности может быть решена за счет увеличения поддержки исследований и разработок. Для этого МВФ рекомендует укреплять систему патентов и внедрять продуманные налоговые стимулы и субсидии.

Повышения производительности труда работников можно добиться путем улучшения качества образования и повышения охвата населения средним и высшим образованием. Впрочем, в Беларуси в ходу иные стимулы: власти пытаются синхронизировать темпы роста производительности труда и заработков.

Узкие места, сдерживающие рост производства в некоторых странах с формирующимся рынком, можно ликвидировать путем увеличения расходов на инфраструктуру, полагают в МВФ. В ряде стран есть возможности для улучшения делового климата и функционирования рынков товаров.

МВФ призывает содействовать расширению участия в рабочей силе, особенно среди работающих женщин в одних странах и пожилых людей — в других. Это предполагает выработку более оптимальных мер политики в области налогов и расходов. Вряд ли в фонде сочтут такими мерами обложение неработающих граждан сбором «на финансирование госрасходов». Важную роль в стимулировании инвестиций и роста капитала МВФ отводит поддержке спроса посредством инструментов денежно-кредитной и, по мере возможности, бюджетно-налоговой политики. К сожалению, эти возможности у Беларуси ограничены — высокая инфляция, нежелание властей уменьшить долю государства в экономике и отказаться от господдержки неэффективных предприятий сводят к минимуму перспективы следования рекомендациям международных организаций.

Вадим ЛЕБЕДЕВ