Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Интеллектуальная собственность
20.07.2012 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

МУЗЫКА, ИГРАЙ©

Часто в местах, где оказываются бытовые услуги населению (парикмахерские, салоны красоты и др.), в помещениях организаций общепита, торговых объектах и т.п. звучит музыка. Включенный радиоприемник или телевизор воспринимается клиентами как фон, сопутствующий обслуживанию. Но тут порой возникает вопрос о правомерности использования звучащих произведений. Необходимо ли владельцу помещения, в котором звучит музыка, уже переданная в эфир, которую может слышать каждый желающий, выплачивать авторское вознаграждение дополнительно к выплачиваемому правообладателям организациями телевидения и радиовещания?

автору заплатят

Часто в местах, где оказываются бытовые услуги населению (парикмахерские, салоны красоты и др.), в помещениях организаций общепита, торговых объектах и т.п. звучит музыка. Включенный радиоприемник или телевизор воспринимается клиентами как фон, сопутствующий обслуживанию.

Но тут порой возникает вопрос о правомерности использования звучащих произведений. Необходимо ли владельцу помещения, в котором звучит музыка, уже переданная в эфир, которую может слышать каждый желающий, выплачивать авторское вознаграждение дополнительно к выплачиваемому правообладателям организациями телевидения и радиовещания?

Для ответа на этот вопрос необходимо определить, распространяются ли на такие действия владельца помещения, в котором посетители могут воспринимать переданные в эфир произведения, исключительное право автора (иного правообладателя) либо такие действия являются правомерным свободным использованием произведений.

В соответствии со ст. 16 Закона от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах» (далее — Закон) автору в отношении его произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право на произведение, которое означает право автора или иного правообладателя использовать произведение по своему усмотрению в любой форме и любым способом; при этом автору или иному правообладателю принадлежит право разрешать или запрещать другим лицам использовать произведение. К числу действий, которые признаются использованием произведения, относится его публичное исполнение.

В ст. 4 Закона публичное исполнение определено как представление произведения посредством актерской игры, игры на музыкальном инструменте, танца или каким-либо иным образом, в т.ч. с помощью технических устройств, в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи или близким знакомым семьи лица, осуществляющего или организующего такое представление. При этом не имеет значения, ни какое именно техническое устройство используется для того, чтобы произведение воспринималось публикой, ни источник представляемого произведения (запись, трансляция и т.п.). Сущностной характеристикой публичного исполнения является то, что действиями определенного лица произведение становится воспринимаемым публикой, т.е. используя терминологию Закона, «… лицами, не принадлежащими к обычному кругу семьи … лица, организующего такое представление».

К слову, в этом отношении белорусское законодательство не предусматривает чего-либо необычного: то, что действия лица, организующего представление публике произведений, уже переданных в эфир, находится в сфере действия исключительного авторского права, прямо предусмотрено ст. 11-bis Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (1886 г.).

Согласно п. 3 ст. 16 Закона автор имеет право на получение авторского вознаграждения за каждый способ использования произведения, за исключением случаев, предусмотренных главой 4 Закона, где приведен исчерпывающий перечень случаев допускаемого свободного использования объектов авторского права. Однако рассматриваемое нами последующее сообщение публике произведений, переданных в эфир, в числе таких случаев не названо.

Если исходить из определения исключительного права как права использовать произведение в любой форме и любым способом, последующее озвучивание произведения, переданного в эфир, посетителям (клиентам) также требует разрешения со стороны обладателя исключительного права и предполагает выплату авторского вознаграждения.

Данный вывод однозначно подтвержден судебной практикой. Прецедентным стало решение Судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда от 9.12.2005 г., которым было удовлетворено исковое заявление организации по коллективному управлению имущественными авторскими правами о взыскании компенсации в связи с нарушением авторского права. Суть спора состояла в том, что ответчик — владелец кафе без заключения договора на использование музыкальных произведений и выплаты авторского вознаграждения организовал и осуществил в помещении кафе с помощью технических средств (радиоприемника) публичное исполнение музыкальных произведений (песен), в отношении которых истец осуществлял коллективное управление. Возражая против заявленных требований, представители ответчика ссылались на то, что прослушивание в кафе произведений, транслируемых FM-радиостанцией, по их мнению, не требует отдельного разрешения правообладателей и выплаты им авторского вознаграждения.

Доводы представителей ответчика о том, что в кафе не производилось публичное исполнение музыкальных произведений, т.к. установленный в зале радиоприемник лишь принимал переданные в эфир произведения, суд признал несостоятельными и не основанными на действующем законодательстве. В качестве обоснования вынесенного решения суд указал, что право на передачу в эфир и право на публичное исполнение в соответствии со ст. 16 Закона являются разными способами использования, которые могут осуществляться только с разрешения самих правообладателей либо организации по коллективному управлению правами, и за каждый способ использования произведения правообладатель имеет право на вознаграждение. При этом не имеет значения, с помощью каких технических средств осуществляется публичное прослушивание произведений: с помощью радиоприемника, установленного в зале кафе, ресторана и т.д., либо проигрывателя, воспроизводящего записи произведений, либо иным образом. Суд пришел к выводу, что ответчик в данном случае осуществил публичное исполнение произведений в месте, открытом для свободного посещения публики, где присутствовали лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи или знакомых.

Таким образом, условием правомерного звучания включенного приемника или телевизора в местах, в которых присутствуют представители публики, требует разрешения правообладателей. Данное разрешение оформляется договором, который может быть заключен либо с самим правообладателем, либо, что представляется более удобным для пользователя, с организацией, осуществляющей управление имущественными авторскими правами в сфере коллективного исполнения произведений.

Организацией, аккредитованной для осуществления коллективного управления в данной сфере, в настоящее время является госучреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности».

В каком размере должно выплачиваться указанное вознаграждение? В соответствии с нормой п.10 Приложения 2 к постановлению Совмина от 29.11.2011 № 1609 «О коллективном управлении имущественными правами» минимальная ставка авторского вознаграждения за музыкальные произведения, используемые в качестве звукового сопровождения деятельности предприятий общепита (кафе, рестораны, бары и т.п.), транспорта (поезда, самолеты и тому подобное), бытового обслуживания (парикмахерские, салоны красоты и т.п.), сферы организации досуга (казино, музеи, выставки) и в других общественных местах с бесплатным доступом посетителей составляет 0,1% от суммы дохода пользователя от основной деятельности. Конкретный размер вознаграждения определяется в заключаемом договоре.

Сергей ЛОСЕВ,

кандидат юридических наук, доцент

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by