Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №39(2635) от 26.05.2023 Смотреть архивы

USD:
2.9357
EUR:
3.1794
RUB:
3.6518
Золото:
187.42
Серебро:
2.24
Платина:
100.8
Палладий:
140.63
Назад
Факты, комментарии
27.11.2012 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

МУСОРНОЕ ДЕЛО©

Указ от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее — Указ № 313) может преподнести сюрпризы субъектам хозяйствования. Похоже, многие из них попросту не знают о появившейся у них обязанности обеспечить сбор, обезвреживание или использование отходов потребительских товаров и их упаковки. А ведь невыполнение этих обязанностей влечет ощутимые финансовые санкции.

Указ от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее — Указ № 313) может преподнести сюрпризы субъектам хозяйствования. Похоже, многие из них попросту не знают о появившейся у них обязанности обеспечить сбор, обезвреживание или использование отходов потребительских товаров и их упаковки. А ведь невыполнение этих обязанностей влечет ощутимые финансовые санкции.

Напомним, что согласно Указу № 313 производители и импортеры широкого перечня товаров должны организовать собственную систему сбора отходов либо заключить договоры об организации такого сбора с недавно созданным ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов».

Как сообщила и.о. директора ГУ Наталья Гринцевич, по состоянию на начало ноября ее организация заключила около 3 тыс. договоров с юрлицами и ИП об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары. И, по оценкам Минприроды, это далеко не все, кто попал под действие Указа № 313. Н.Гринцевич предположила, что субъекты хозяйствования ошибочно считают, будто обязанность распространяется только на тех, кто производит либо импортирует продукцию, указанную в приложении 1 к Указу № 313 (а это 32 товарные позиции, в т.ч. масла смазочные, изделия для транспортировки или упаковки товаров, шины, медицинские термометры, сложная бытовая техника). При этом упускается из виду, что Указ № 313 касается тех, кто импортирует любые потребительские товары, упакованные в пластмассовую, бумажную, картонную или стеклянную тару. Все они должны либо создать собственную систему сбора отходов товаров и тары, либо заключить соответствующий договор с оператором и рассчитаться с ним по расценкам, установленным в постановлении Совмина от 31.07.2012 № 708. За смазочные масла придется заплатить 3% от их стоимости без учета НДС, за шины, покрышки, первичные элементы и батареи — 1,5%, бытовую технику — 0,3%. Сбор и утилизация посуды и пластмассовых изделий для транспортировки или упаковки обойдется в 500 тыс. Br/т, ящиков и коробок из бумаги или картона — 20 тыс. Br за 1 тыс. м2, или 70 тыс. Br/т, бутылок, банок, флаконов и прочих стеклянных емкостей — 200 Br за условный литр, или 250 тыс. Br/т.

Производители и импортеры, попавшие под действие Указа № 313, должны представить оператору уведомление об осуществлении соответствующей деятельности и копию документа о своей госрегистрации, после чего они будут внесены в специальный реестр. Далее субъекты хозяйствования раз в полугодие не позднее 22 января и 22 июля будут представлять оператору сведения по обеспечению сбора, обезвреживания и использования отходов. Те же, кто предпочтет оплату услуг оператора, должны вносить средства на его расчетный счет ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за кварталом.

Самое неприятное для субъектов хозяйствования заключается в том, что невыполнение требований Указа № 313 влечет наложение штрафа в двукратном размере платы, предусмотренной за соответствующие услуги оператора. Так что если кто-то не исполнит появившиеся у него обязанности, после истечения периода полугодовой отчетности (после 22.01.2013 г.) ему придется нести повышенные издержки уже в виде штрафных санкций.

Впрочем, сюрпризом для многих предпринимателей стала не только необходимость нести дополнительные расходы, которые, по сути, являются возрождением отмененного экологического налога по таре. Указ № 313 исключил возможность расчета напрямую между производителями, импортерами и субъектами хозяйствования, занимающимися сбором отходов товаров и тары. Теперь он возможен только через оператора. При этом регулятор не счел необходимым оперативно утвердить размер компенсации, которая полагается за работу субъектам инфраструктуры сбора отходов (а это порядка 300 компаний, преимущественно частной формы собственности).

«Мы уже полгода работаем в новых условиях, и до сих пор не можем понять, как будем получать деньги за наши услуги», — жалуется директор частной мусоросортировочной станции «Западная» Дмитрий Кучук.

А ведь таким предприятиям, напомним, надо заниматься бизнес-планированием, и работают они не только для осуществления высоких экологических идей, но и ради прибыли. И если вдруг они посчитают для себя экономически не целесообразным вести бизнес в соответствии с Указом № 313, что останется от худо-бедно сформированной в стране системы сбора и сортировки отходов? И от кого будут получать сырье созданные и строящиеся мусороперерабатывающие заводы?

Помнится, не так давно в правительстве сильно сокрушались по поводу того, что из Беларуси массово вывозится вторсырье в соседнюю Россию, где переработчики предлагают за бумагу и металл больше, чем у нас в стране. Не усугубят ли эту проблему новые правила сбора отходов?

Однако замминистра ЖКХ Анатолий Шагун не склонен драматизировать ситуацию. По его мнению, регулирование компенсации сборщикам мусора по решению правительства, наоборот, позволит оперативно реагировать на конъюнктуру рынка, что сделает внутренние цены закупки конкурентоспособными. А некоторые текущие сложности связаны с тем, что регулятор пока делает только первые шаги в очерченном правовом поле и еще надо сформировать надстройку нового механизма.

Впрочем, субъекты хозяйствования не понимают, для чего нужно было ломать устоявшуюся практику, сложившуюся в рамках утратившего силу Указа от 7.05.2007 № 215 «О ставках налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах его взимания», позволявшего производителям и импортерам заключать договоры и работать с организациями, специализирующимися на сборе отходов, напрямую. Формально поводом для изменения законодательства стала проверка КГК частных фирм, в ходе которой были обнаружены приписки. Однако государственные службы, как показывают результаты других проверок, тоже грешат приписками, так что вряд ли у оператора по отходам будет иммунитет от этого зла. Равно как и среди частников вновь могут найтись нечистые на руку, которые попробуют воспользоваться приписками, чтобы увеличить объем компенсации от оператора.

Все-таки не надзорные функции должны быть приоритетом при разработке отраслевого законодательства в сфере оборота отходов, тем более что контролирующих структур в государстве с избытком, а меры ответственности сложно назвать щадящими. Целью законодателя должно стать создание эффективной работающей модели с точки зрения и экологии, и экономики. Пока же вовлеченные в этот бизнес предприниматели убеждены, что Указ № 313 требует незамедлительной корректировки. В противном случае многие из них будут вынуждены попросту прекратить работать с отходами.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by