$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

МТЗ идет в гору

27.02.2007

Еще десять лет назад судьба Минского тракторного — одного из символов страны — казалась тяжелой и бесперспективной. На линейке готовности стояли машины только двух моделей. Их общий выпуск едва превышал 20 тыс. в год. Пошли разговоры о дроблении предприятия на отдельные производства, то есть фактически о его ликвидации. И вот сегодня МТЗ опять работает на полную мощь, уверенно чувствуя себя в новых, рыночных условиях. Как отечественному колоссу удалось выздороветь, набраться силы?

— Подъем Минского тракторного, — рассказывает директор РУП «МТЗ» — первый заместитель генерального директора ПО «МТЗ» П.ПАРХОМЧИК, — начался с разработки перспективного модельного ряда машин различной мощности и класса, в который тракторостроители ежегодно добавляли по 2-3 позиции, так что сегодня он насчитывает более 50 наименований. Серьезно взялись за качество продукции и снижение издержек производства. Существенную помощь — в виде двух льготных кредитов — оказало государство (к слову, к настоящему времени с долгами коллектив полностью рассчитался). В итоге в 2006 г. на линейку готовности поставлено более 50 тыс. тракторов, 80% продукции отгружено за пределы республики.

- Петр Александрович, в свое время вы отказались от услуг различных посредников и создали собственную товаропроводящую сеть. Расскажите об этом подробнее.

— Сейчас мы поставляем свою технику почти в 70 стран. Во многих из них работают внешнеторговые компании в виде торговых домов, совместных предприятий и представительств. Товаропроводящая сеть на рынке стран СНГ состоит из 8 торговых домов (шесть в России, по одному в Казахстане и Молдове) и региональных дилеров с функциями продажи и технического сопровождения тракторов в гарантийный и послегарантийный периоды.

Одной из эффективных форм продвижения нашей техники на рынок является создание сборочных производств в странах-импортерах с их последующей трансформацией в СП, что позволяет преодолевать торговые и иные барьеры. К настоящему времени такие производства имеются в Польше, Эфиопии, Египте, России (г. Елабуга), Украине (г. Киев). Чтобы устойчиво присутствовать на российском рынке, планируем в ближайшие годы расширить сборочное производство в Елабуге до 7 тыс. тракторов в год. Рассматривается вопрос о его преобразовании в совместное российско-белорусское предприятие.

Приступаем к созданию сборочных производств в Китае, Венесуэле, Бразилии, Румынии, Сербии.

- Изменится ли маркетинговая политика предприятия на российском рынке в связи с курсом этой страны на поддержку собственных производителей?

— Мы готовы к конкуренции с российскими тракторостроителями. Выиграть в ней смогут крупные производители, предлагающие не только широкую номенклатуру машин с высокой надежностью, но и соответствующее техническое обслуживание. ПО «МТЗ» полностью отвечает этим требованиям.

Для надежного обеспечения запасными частями российских потребителей в 2006 г. создали агроснабженческую компанию. Теперь они могут быть уверены, что в любом регионе будет оказана оперативная и квалифицированная техническая поддержка.

Показателен в этом плане опыт работы специализированного дилерского центра сервисного обслуживания «БеларусЮгСервис» в Ростовской области. В межсезонный период цены на услуги здесь на 25-30% ниже обычных, скидки в зависимости от объемов работ варьируются от 2 до 10%. По расчетам специалистов, центр позволяет хозяйствам экономить до 25% средств по сравнению с традиционной организацией сервиса тракторов МТЗ силами самих хозяйств.

- Конкурентоспособен ли «Беларус» с американскими и западно-европейскими аналогами — John Deere, New Holland, AGCO?

— Белорусские тракторы не уступают лучшим зарубежным образцам ни по расходу ГСМ, ни по моторесурсу, ни по гарантийному сроку службы, ни по эргономичности. Об этом прежде всего свидетельствуют параллельные (в одинаковых условиях) испытания наших и конкурирующих моделей. Более того, опыт говорит о том, что долговечность наших машин выше, они менее чувствительны к не всегда качественным маслам и топливу. Их техническое обслуживание проще и в несколько раз дешевле, поскольку проектируются в расчете на замену только износившихся деталей, а не целых узлов, как принято в зарубежных сервисных центрах.

- Рост цен на энергоносители требует производительных и экономичных машин.

— ПО «МТЗ» готово предложить потребителю новые модели современных качественных машин, характеризующихся повышенной производительностью и сокращением затрат. Прежде всего это мощный (265 л.с.) трактор «Беларус-2522», на котором могут устанавливаться колеса нескольких типоразмеров. Например, их сдваивание позволяет использовать трактор на различных почвах. Трактор применяется при возделывании пропашных и овощных культур, нарезке гребней, культивации. В минувшем году на его базе создана модель «Беларус-3022» мощностью 300 л.с., образцы которой успешно прошли заводские и полевые испытания. Новый трактор способен выполнять за один проход несколько операций, что существенно снижает стоимость обработки 1 га земли. Трактор агрегатируется с тяжелым навесным оборудованием и способен заменить два-три среднемощных трактора. Эти две модели максимально унифицированы.

Федор ЗАЯЦ