$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

МОЖНО ЛИ ВЫЛЕЧИТЬ ТЯГУ У ТАБАКУ ВЫСОКИМИ ЦЕНАМИ

23.09.2011

Правительства стран по всему миру усиливают давление на производителей табачной продукции, постоянно увеличивая акцизы и вводя новые маркетинговые ограничения. В результате, по оценкам, доходы государственных бюджетов от производства и продаж табачных изделий превышают доходы самих изготовителей.

В Беларуси с 1.09.2011 г. ставки акцизов на табачную продукцию повышены в зависимости от ценового сегмента примерно в 1,5—2,5 раза. Производители отреагировали оперативно — представили в Минэкономики свои предложения об адекватном изменении отпускных цен с целью сохранить свою маржу. На днях регулятор наконец определился с тем, в какой мере эти предложения поддержать. А чего ждать потребителям табачной продукции, считает ли государство ее импорт «ненужным»? Об особенностях ведения бизнеса табачной продукцией в нашей стране «ЭГ» рассказал директор Иностранного частного предприятия «Бритиш Американ Тобакко Трейдинг Компани» Вадим МАКСИМЕНКО.

— Известно, что в рамках контрактного производства на ОАО ГТФ «Неман» Бритиш Американ Тобакко планировала в текущем году выпустить более 5 млрд. сигарет. Текущая ситуация на рынке позволяет оставить в силе эти планы?

— До сих пор ситуация на внутреннем рынке характеризуется ажиотажным спросом и такими проблемами, как ограниченный доступ к покупке валюты и невозможность самостоятельно формировать цены на выпускаемую продукцию. Несмотря на это за январь–июль мы смогли увеличить выпуск сигарет на 8,7% в сравнении с аналогичным периодом 2010 г., до 2,5 млрд. шт. Весной, когда случилась девальвация, Минэкономики не позволило производителям сразу адекватно увеличить цены на готовую продукцию. Решение об этом было принято в июне, и до сих пор не все понесенные потери компенсированы. Исправить ситуацию производители рассчитывают, представив сейчас, в сентябре, свои предложения в Минэкономики о повышении цен на продукцию.

— На соседних рынках решение о том, повышать или нет цены вслед за прыжком акцизного сбора, каждая компания принимает самостоятельно. Почему на белорусском рынке такая практика не формируется?

— Повышение ставок акцизов по утвержденному Минфином сценарию будет означать, что цена пачки сигарет повысится в среднем на 20–40% в зависимости от марки при сохранении маржи производителя, но в ситуации ажиотажного спроса. Здесь важно понимать, что акцизные ставки и розничные цены должны находиться на разумном уровне по отношению к покупательной способности населения и ценам в сопредельных государствах. Если цены на табачную продукцию не пересматривать — отрасль будет работать в минус. А сигареты по-прежнему будут активно скупаться с целью перепродажи на рынках сопредельных стран, где табачные изделия стоят дороже, иногда в разы. Если цены не уравновешивать, внутренний рынок не удастся насытить. Даже если будет избыток производственных мощностей и появится валюта в свободной продаже. Арифметика простая: на соседнем российском рынке — 44 млн. потребителей, у нас — гораздо меньше... Поэтому в отсутствие адекватной ценовой политики ситуация будет все та же: в наших магазинах периодически скупаются табачные изделия всех марок, которые затем появляются на рынках соседей.

В идеале цена на табачную продукцию должна быть одинаковой у нас и на сопредельных рынках, но пока зарплаты граждан в России и Беларуси отличаются, нюансы должны оставаться. Белорусское правительство уже понимает, что ситуацию с ценами надо приводить в соответствие, да и россиянам невыгодно подрывать свой рынок.

— Когда такая «засада» с регулированием цен, в какой мере вы можете увеличить предложение?

— Мы заинтересованы в этом, но сделать это физически крайне сложно. В первую очередь из-за сложностей на валютном рынке — невозможно купить необходимые ресурсы для приобретения сырья или готовой табачной продукции, а каждая сигарета на 80–90% состоит из импортного сырья. Гродненская фабрика находится в лучшей ситуации — ей помогает административный ресурс.

У нас же ко всему постоянно сохраняются определенные проблемы с доступом к производственным мощностям... Мы производим сигареты собственных марок по графику на двух машинах, в покупку которых инвестировали с 2007 г. порядка 9 млн. EUR. Эти же машины в рамках частно-государственного партнерства эксплуатирует и ОАО ГТФ «Неман». Фабрика оценивает, что ей выгодно, и абсолютно закономерно желание партнера — государственного предприятия наращивать выпуск в условиях высокого спроса. У нас же свои задачи по получению прибыли. Постоянно ищем и находим взаимовыгодный компромисс. Добавлю, что одна машина для производства сигарет стоит 5–6 млн. EUR. Для эффективного производства ее нужно загружать в полной мере.

— Сложно ли увеличить импорт табачной продукции?

— Объем наших ежегодных поставок по импорту — примерно 300 млн. шт., это менее 5% объема рынка. Мы импортируем только марки, которые пока не можем производить на ОАО ГТФ «Неман»: в частности, Dunhill Fine Cut, Kent Convertibles и некоторые другие «нишевые» премиальные марки.

До сих пор нам хватало квоты на импорт, но сейчас спрос побуждает рассматривать возможность ее увеличения. Проблема, однако, в том, что можно располагать квотой на импорт без возможности ее реализовать из-за отсутствия валюты в продаже...

— Вы довольны занятыми позициями на белорусском рынке? Что для вас важнее в перспективе: увеличить рыночную долю или прибыль?

— Наши долгосрочные планы предполагают наращивание и прибыли, и доли рынка. Но в 2012 г. нам, скорее всего, придется бороться за то, чтобы сохранить достигнутое. Данные исследования доли рынка за август показывают, что рыночные доли участников составили: ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» — 53,54%, Бритиш Американ Тобакко — 19,27%, Japan Tobacco International — 21,73%, Imperial Tobacco — 3,51%, Tobacco International Enterprizes Limited — 1,74%. Бритиш Американ Тобакко лидирует в сегменте «премиум», где ее рыночная доля составляет 70,41%.

Мы анализируем результаты продаж, расширили предложение марок. Очевидно, что происходит перетекание потребителей с марок, которые они привыкли курить (иностранного производства), на марки местного производства, поскольку они просто есть на рынке.

Несмотря на то что цены выросли, значительная часть потребителей предпочитает известные международные марки, поэтому наши продажи в I полугодии увеличились примерно на 10%. Это говорит о том, что покупательная способность есть, как и желание приобретать табачную продукцию зарубежных производителей, проблема в наличии марок в рознице и в уровне цен. Ни на одном рынке не было ситуации, чтобы потребитель полностью переходил на потребление местной продукции. Высокий процент курильщиков ориентируется на импортные марки.

По нашим оценкам, с учетом совокупности всех факторов возможно уменьшение легального объема продаж табачных изделий и перераспределение рыночных долей. При этом основными факторами на разных рынках могут являться: рост розничных цен и акцизной нагрузки, ограничение рекламы табака и курения в общественных местах, увеличение на рынке доли контрабандной и контрафактной продукции и т.п. Однако мировая практика говорит о том, что влияние одного или нескольких негативных факторов длится определенное время, затем же потребление восстанавливается. В июне наблюдался спад продаж — на 6,6% в сравнении с маем, а в августе рынок увеличился на 4,2% в сравнении с июлем.

По итогам текущего года мы рассчитываем сохранить свою долю на рынке: и в продажах, и в производстве. А если до конца года улучшится доступ к валюте, ожидаем роста продаж.

К сентябрю мы подготовили уникальное предложение на белорусском рынке. Эта продукция есть всего на нескольких региональных рынках в мире. В целях профилактики ажиотажного спроса и вымывания нашей продукции из розницы ведем контроль продаж через торговую сеть. Мы не работаем через дистрибьюторские компании, поэтому половина нашего персонала занята прямыми продажами в оптовые и розничные торговые предприятия страны. В развитие бизнеса на белорусском рынке ежегодно реинвестируем более 10 млн. фунтов.

— Минэкономики постановлением от 7.09.2011 № 148 разрешило применение свободных отпускных и розничных цен на сигареты ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» в магазинах, расположенных в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь. На ваш взгляд, это можно рассматривать как факт протекционизма, заслуживающий осуждения?

— Мы с таким подходом сталкиваемся с 2005 г. Сейчас наши юристы внимательно изучают, как именно будет работать этот документ. При первом рассмотрении очевидны два момента: во-первых, продавая в подобные торговые предприятия, фабрика может больше заработать, а во-вторых, это может быть первым сигналом того, что мы все-таки придем к свободному ценообразованию на сигареты с 1 января 2012 г. на всем рынке.

Оксана КУЗНЕЦОВА

Тем временем. Минэкономики постановлением от 19.09.2011 № 152 с 20 сентября утвердило повышение цен на сигареты. Отдельные марки подорожали до 50%. Ожидается, что эта мера позволит производителям табачных изделий компенсировать издержки и сохранить маржу после девальвации и роста ставок акцизов. Предыдущее подорожание было в июне — тогда цены на сигареты выросли на 0,7–90%.