Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Консультации
18.03.2003 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Можно ли давать разным торговым точкам одинаковые наименования?

В октябре 2000г. как индивидуальный предприниматель открыла торговый объект с наименованием "Карина". Речицкий горисполком выдал мне соответствующую лицензию. В декабре 2002г. другой предприниматель по решению того же горисполкома открыл в нашем же г...

В октябре 2000г. как индивидуальный предприниматель открыла торговый объект с наименованием "Карина". Речицкий горисполком выдал мне соответствующую лицензию. В декабре 2002г. другой предприниматель по решению того же горисполкома открыл в нашем же городе торговый павильон с таким же наименованием. Ассортимент обоих торговых точек практически одинаков.
 
Я возмутилась такому повороту событий: наша "Карина" известна в городе, а потому повторное использование этого наименования без нашего согласия вводит в заблуждение покупателей. На наш запрос Речицкий горисполком ответил, что поскольку наименование торговой точки не является фирменным наименованием юридического лица, то совпадение наименований торговых точек индивидуальных предпринимателей не противоречит законодательству. Прошу ответить, прав ли исполком.

О.КОВАЛЕВСКАЯ, г.Речица

Несмотря на очевидную простоту вопроса и предсказуемость ответа найти четкое правовое решение проблемы оказалось непросто. Законодательство действительно много говорит о защите фирменного наименования юридического лица, но ничего не упоминает о защите названий структурных единиц (например, тех же торговых точек) субъекта предпринимательской деятельности, если они не совпадают с фирменным наименованием юридического лица или фамилией индивидуального предпринимателя.

Между тем, решение вопроса кроется в недрах Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее -- ГК).

Согласно ст.1029 ГК недобросовестная конкуренция в Республике Беларусь не допускается. А таковой признаются, в частности, все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятий, товаров, работ, услуг или предпринимательской деятельности конкурентов.

Согласно ст.1030 ГК лицо, осуществляющее недобросовестную конкуренцию, обязано прекратить противоправные действия и опубликовать опровержение распространенных сведений и действий, составляющих содержание недобросовестной конкуренции. Лицо, потерпевшее от недобросовестной конкуренции, вправе требовать от недобросовестного конкурента возмещения причиненных убытков.

По мнению доктора юридических наук, профессора Василия Чигира к действиям по смешению относят любые действия в коммерческой деятельности, касающиеся товарного знака, обозначения, маркировки, упаковки, формы или цвета товара, а также другого отличительного указания, используемого субъектом хозяйствования, если такие действия способны вызвать смешение предприятия, осуществляющего производство продуктов, выполняющего работы или оказывающего услуги, с конкурентом, осуществляющим такую же деятельность (Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь. Мн.: Амалфея, 1999. С. 546).

Нормативные правовые акты по состоянию на декабрь 2002г. не содержали разъяснений по применению ст. 1029 ГК в части смешения в отношении предприятий, товаров, работ, услуг или предпринимательской деятельности конкурентов.

По нашему мнению, в рассматриваемом случае, когда второй индивидуальный предприниматель использовал в названии своего павильона наименование "Карина" вслед за использованием такого же наименования в названии торгового объекта индивидуальным предпринимателем О.Ковалевской в одном и том же населенном пункте (г.Речица), занимающихся реализацией товаров приблизительно одного ассортимента, без согласия последней, является действием, способным вызвать у потребителей смешение в отношении торговой деятельности обоих предпринимателей. Это не означает, что второй предприниматель будет хуже первого торговать или его товары будут менее качественными. Это означает, что потребители (покупатели) могут путать эти торговые точки, путать владельцев этих точек, принимая одного за другого. Этого обстоятельства вполне достаточно, чтобы открытие павильона с наименованием "Карина" подпадало под понятие недобросовестной конкуренции с вытекающими отсюда правовыми последствиями.

Индивидуальному предпринимателю О.Ковалевской рекомендуем обратиться в хозяйственный суд Гомельской области с иском о понуждении индивидуального предпринимателя, открывшего павильон с наименованием "Карина" в декабре 2002г., прекратить использование указанного наименования.

В качестве послесловия отметим следующее. Закон от 2.12.2002г. N 154-З внес изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", которые вступят в силу с 12 марта 2003г. В него введена глава 4 "Недобросовестная конкуренция". В Законе даны понятия конкурентов, недобросовестной конкуренции, а в главе 4 приведены некоторые формы недобросовестной конкуренции. К сожалению, описанный выше случай не нашел здесь своего отражения. Нам представляется такой правовой пробел досадным недоразумением: ситуации с совпадением названий торговых точек, кафе, ресторанов, баров, гостиниц и т.п. различных владельцев, когда они не совпадают с фирменным наименованием юридического лица или фамилией предпринимателя, в одном населенном пункте могут встречаться достаточно часто. Допускать этого нельзя.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений