Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Может ли белорус стать инвестором?

Заседание "круглого стола" на тему "Подоходное налогообложение как фактор стимулирования экономической активности населения и роста его благосостояния" прошло в Совете Республики Национального собрания...
Заседание "круглого стола" на тему "Подоходное налогообложение как фактор стимулирования экономической активности населения и роста его благосостояния" прошло в Совете Республики Национального собрания. Во встрече приняли участие члены парламентской комиссии по экономике, бюджету и финансам, представители министерств экономики, финансов, по налогам и сборам, ученые.

Начальник главного управления налоговой политики и доходов бюджета Минфина Александр Козляков признал, что работа над законопроектом "О подоходном налоге с физических лиц" в Палате представителей идет не просто, в ходе его обсуждения постоянно возникают споры. И это понятно: документ затрагивает интересы всех работающих граждан.

Дискуссия за "круглым столом" велась вокруг нескольких основных проблем. Так, отдельные участники встречи подвергли критике предлагаемое законопроектом изменение механизма налогообложения по совокупному годовому доходу. Речь идет о людях, которые подрабатывают по совместительству, по договорам подряда, получают гонорары за публикации в СМИ и т.д. Сегодня с человека, имеющего дополнительные доходы не по основному месту работы, автоматически высчитывают подоходный налог по общей действующей шкале - от 9 до 30%. Если же он не хочет собирать справки для подачи декларации о годовом доходе и посещать налоговую инспекцию, то пишет заявление с просьбой удерживать налог по ставке 20%. Такой шаг освобождает в дальнейшем от декларирования.

Законопроект предлагает иную схему: у источника выплаты (под которым обычно подразумевается бухгалтерия по месту "подработок") у всех будут удерживать 20%, и подавать декларацию не надо. Но если работник считает, что ему выгоднее декларировать доходы, то он пишет заявление в бухгалтерию по месту дополнительной работы о том, чтобы налог с него удерживали по общепринятой ставке.

Понятно, что затрагивалась и возможность введения единой (линейной) и двухуровневой ставок налога. Однако Минфин считает, что снижать налоговую нагрузку следует за счет ее сокращения на фонд зарплаты, а не уменьшения ставок налога. В ходе встречи прозвучала информация о том, что правительство Беларуси одобрило отмену с 1 января 2005 года чрезвычайного налога, который сейчас взимается в размере 4% от фонда заработной платы. Кроме того, Минфин предлагает при разработке бюджета на 2005г. снизить ставку отчислений в Фонд социальной защиты населения с 35 до 29% от фонда зарплаты.

По мнению А.Козлякова, снижение ставок к легализации доходов не приведет. А разговоры об улучшении собираемости подоходного налога в российский бюджет - "от лукавого". Там рост достигнут за счет включения в налогообложение доходов военнослужащих, работников органов внутренних дел, органов госбезопасности, судов, прокуратуры. У нас они уже давно платят подоходный налог.

Еще одна проблема, которую затронули участники встречи, - очень низкий необлагаемый минимум доходов, составляющий у нас 19000 руб. Да, во многих промышленно развитых странах ставки подоходного налога высоки. Но, как отметила член Совета Республики Татьяна Быкова, там минимальный прожиточный бюджет (в него включаются не только расходы на питание, одежду, транспорт, но и на посещение театров, на подписку газет и журналов и т.д.) вообще налогообложению не подлежит.

Большинство участников встречи не согласилось с высказыванием А.Козлякова о том, что "физическое лицо и инвестиции - это в нынешней ситуации не для нас". В Беларуси, считает он, "по-видимому, нет таких людей, которые могли бы обеспечить значительные инвестиции в экономику за счет личных доходов". Заместитель председателя Белорусского союза налогоплательщиков предприниматель Александр Калинин напомнил, что население хранит на банковских вкладах 300 млн. USD. Это серьезный инвестиционный ресурс. Никто не считал, размышлял А.Калинин, сколько белорусских денег инвестировано в сопредельные страны, особенно в РФ. Судя, например, по некоторым высказываниям губернатора Смоленской области, эти суммы составляют десятки миллионов долларов. Почему эти деньги работают на экономику соседнего государства, а не на нашу? Мысль о том, что ставка налога на дивиденды в 15% наносит серьезный ущерб Беларуси, ведь часть капитала уплывает в Россию, где эта ставка равна 6%, прозвучала в нескольких выступлениях.

Между тем эксперт исследовательского центра Института приватизации и менеджмента Юрий Валевич не согласился с оценкой результатов российской налоговой реформы. По его словам, прирост поступлений подоходного налога в бюджет РФ где-то на 50% произошел благодаря введению единой ставки в 13%. Докладчик просчитал несколько различных вариантов изменения шкалы подоходного налога в Беларуси. Некоторые из них - наиболее полно учитывающие интересы и бюджета, и плательщиков, - по-видимому, заслуживают внимания специалистов, работающих в Минфине и в МНС. Например, установление "плоской" шкалы в 14% при условии четырехкратного повышения необлагаемого минимума. При внедрении такой схемы, отметил Ю.Валевич, эффективная ставка подоходного налога (т.е. фактический уровень изъятия от совокупного дохода) составит 6,8%, для малообеспеченной части населения - 4,6%.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений