Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5678
EUR:
2.9445
RUB:
3.3944
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Можем остаться без чая

Маркировка чая контрольными марками приведет к тому, что он подорожает, а многие виды этого напитка и вовсе исчезнут с прилавков белорусских магазинов. Таково мнение экспертов Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. М.С.Кунявского (БСПН), которое они изложили в письме, направленном в адрес Администрации Президента, Совета Министров и КГК...
Маркировка чая контрольными марками приведет к тому, что он подорожает, а многие виды этого напитка и вовсе исчезнут с прилавков белорусских магазинов. Таково мнение экспертов Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. М.С.Кунявского (БСПН), которое они изложили в письме, направленном в адрес Администрации Президента, Совета Министров и КГК.

Тревогу подняло предприятие-импортер с 15-летним стажем ООО "Энергия" и как член БСПН обратилось к экспертам Союза за помощью в решении проблемы. Предприятие, поставляющее на рынок Беларуси продукцию, которая в нашей стране по объективным причинам  производиться не может (в частности, чай), забеспокоилось после того, как в СМИ прошла информация о грядущей маркировке контрольными знаками целого ряда товаров: чая, кофе, газированных напитков, моющих средств, подсолнечного масла, биологически активных добавок к пище, аудио- и видеокассет, компакт-дисков, мобильных телефонов и обуви.

В отношении прочих товаров их производители и продавцы еще, очевидно, выскажутся, что же касается чая и кофе, то, по мнению их импортеров, процесс наклейки марок на упаковки с чаем или кофе гораздо более трудоемок и затратен, нежели на бутылки пива или растительного масла, где потребительская упаковка единообразна. Например, чай "Ахмад" может быть упакован в целлофанированный картон, жестяные баночки различного размера, формы и расфасовки (190 товарных позиций от 20 до 500 г). В результате на один сорокафунтовый контейнер с чаем придется нанести 80000-120000 контрольных марок.

Но дело не только в том, что введение маркировки создаст проблемы субъектам хозяйствования. У экспертов есть большие сомнения относительно того, что маркировка чая и кофе как-то поможет достичь задуманных ее инициаторами целей. Например, победить теневой бизнес. "Насколько велик удельный вес данного бизнеса, если для борьбы с ним необходимо создать проблемы всем субъектам предпринимательской деятельности", - вопрошают они.

Едва ли остановит маркировка и подпольных производителей, считают и сами импортеры. Наглядный пример тому - рост количества правонарушений, связанных с оборотом алкогольной продукции, которая уже много лет маркируется акцизными марками. Маркировка ничего не сообщит потребителю и о качестве товара, поскольку неизвестно, наклеены ли эти марки на действительно качественную продукцию либо на фальсифицированную, как нет информации и о том, где ее наклеили - за рубежом или "в подвалах кустарного производства", приводят свои аргументы эксперты.

Единственный результат, который действительно может быть получен от введения маркировки - примерные статистические данные относительно объемов реализации на основе приобретенных марок. Да и то, как показывает опыт введения маркировки пива, полученные данные касаются только товаров белорусского производства и бесконтрольно ввозимых с территории РФ.

Самый большой доход от маркировки получат поставщики сырья тем организациям, которые будут печатать марки и соответственно сами эти организации, считают эксперты БСПН. Также, по их мнению, в выигрыше окажутся и зарубежные производители, которые смогут получить дополнительный доход от наклейки марок, либо посредники, которые будут оказывать услуги по наклейке марок за пределами Беларуси.

В проигрыше остаются отечественные производители и импортеры, поскольку это у них вырастут затраты и снизится рентабельность или вырастут цены и снизится объем реализации. Причем во втором случае пострадает еще и потребитель - за чай ему придется заплатить дороже. Не исключено в этой ситуации и снижение объема поступлений в бюджет, прогнозируют специалисты.

Все вышеизложенные факты дают импортерам и экспертам основания предложить органам госуправления еще раз рассмотреть этот вопрос и все-таки исключить чай и кофе из перечня товаров, подлежащих маркировке.