$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

«Моторная» зависимость от России

24.08.2007

В Ярославле началась промышленная сборка топливных насосов экологического стандарта Euro-3, предназначенных для автомобилей Минского автозавода. С начала следующего года востребованными на российском рынке смогут быть только МАЗы, соответствующие этому стандарту. Отечественный производитель в тревоге — не подведет ли партнер?

Пилотный проект промышленной сборки топливной аппаратуры был запущен на Ярославском заводе дизельной аппаратуры (ЯЗДА) «Группы ГАЗ». Как сообщили «ЭГ» в пресс-службе российской компании, первые комплекты топливных насосов высокого давления Euro-3 собраны и на прошлой неделе отправлены на Ярославский моторный завод (ОАО «Автодизель»). Планируется, что до конца лета ЯЗДА изготовит для «Автодизеля» около 60 таких насосов, которыми будут укомплектованы дизельные двигатели ЯМЗ-6581 и ЯМЗ-6582, предназначенные, в частности, для установки на белорусских автомобилях «МАЗ».

За ходом реализации ярославского проекта внимательно следят на МАЗе и в Министерстве промышленности. В январе 2007 г. белорусский Минпром и российская «Группа ГАЗ» подписали соглашение о совместном развитии автомоторостроения. Этот документ стал очередным этапом реализации совместной российско-белорусской программы «Развитие дизельного автомобилестроения».

От успешной реализации намеченных договоренностей во многом зависит будущее отечественного МАЗа. Дело в том, что с 1 января следующего года, согласно постановлению правительства РФ об экологической безопасности, в России — основном рынке сбыта МАЗа — начинают действовать положения Euro-3. На практике реализация данного постановления приведет к прекращению с 1 января выдачи в России технических паспортов на новые автомобили и другие транспортные средства стандарта Euro-2 и ниже. Поэтому, как пояснил корреспонденту «ЭГ» заместитель министра промышленности Беларуси Валентин ГУРИНОВИЧ, тема «готовности к переходу на Euro-3» является предметом постоянного обсуждения российской и белорусской сторон.

На МАЗе ожидают поступления серийной российской продукции не ранее сентября. «Выпуск автомобилей с моторами стандарта Euro-3 небольшими партиями начнется к концу года», — пояснил корреспонденту «ЭГ» руководитель одного из подразделений предприятия.

Впрочем, сроки являются все же вопросом второстепенным в деле перехода на массовое производство автомобилей Euro-3. Куда более существенное значение для МАЗа имеет качество будущей продукции. Именно этот фактор способен сильно повлиять на экономические показатели завода. Если «забарахлит» мотор, то может случиться, что массовый покупатель отвернется от белорусского предприятия.

Отечественные производители надеются, что россияне не подведут с качеством. Хотя «опасения всегда есть, — поделился мнением с корреспондентом «ЭГ» замминистра В.Гуринович. — Но надеемся, что благодаря той работе, которая проводится с Ярославским моторным заводом, все будет нормально».

Руководитель одной из технических служб МАЗА пояснил корреспонденту «ЭГ», что на этом двигателе Euro-3 принципиально новым элементом считается появление электронной системы управления, совершенно новой для России (за рубежом она используется уже давно). Отсюда и опасения, что получится не совсем хорошо.

Кроме того, эксперты отмечают, что двигатель создается в непростой обстановке, связанной с недавним переделом собственности в российском автопроме. Традиционные партнеры белорусского предприятия ЯЗДА и «Автодизель» два года назад вошли в империю известного олигарха Олега Дерипаски «Группу ГАЗ», которая и определяет сегодня промышленную и кадровую политику этих предприятий. Новые собственники считают бесперспективным направление развития производства традиционных для «Автодизеля» V-образных дизельных двигателей. Предложенная стратегия предусматривает быстрое заимствование западных технологий по производству высокоэкологичных дизельных двигателей. Более того, это направление уже получило практическую реализацию. «Группа ГАЗ» и французская компания Renault Trucks подписали соглашение, в соответствии с которым россияне получили лицензию на производство и право на доработку дизельных двигателей Euro-3 Renault DCi 11. Эксперты говорят о том, что внедрить и высокопрофессионально освоить западные технологии — дело непростое. Проблемы адаптации к «французу» неминуемо возникнут и у белорусской стороны, считают они. В этой ситуации МАЗу предстоит осуществить конструктивные доработки, чтобы запустить в серийное производство автомобили с российско-французским мотором, на что потребуются дополнительное время и деньги.

Дорабатывать придется, поскольку для нашего автопрома альтернативы российским моторам нет. Во-первых, они существенно дешевле европейских. Во-вторых, производители двух стран связаны программой «Развитие дизельного автомобилестроения». Напомним, что она действует с 1998 г. Суммарный бюджет участия в программе всех задействованных в ней российских и белорусских предприятий на период до 2008 г. составляет порядка 35 млрд. RUB. Поэтому в случае чего проблемы ярославских производителей неминуемо станут проблемами белорусского автопрома.

Михал СТЕЛЬМАК


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях