$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Монополия по внутреннему и внешнему счету

13.07.2010

Перечень предприятий, занимающих по состоянию на 1 июля текущего года доминирующее положение на товарных рынках республики, опубликовало недавно Минэкономики РБ на своем сайте. В списке 157 компаний, за деятельностью которых установлено государственное регулирование и контроль в соответствии с действующим законодательством, а также 29 естественных монополий.

В первом перечне насчитывается 4 предприятия черной металлургии, 19 — химической и нефтехимической промышленности, 4 — лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, 13 — легкой, 17 — пищевой, 2 — стекольной и фарфорово-фаянсовой, 56 — машиностроения и металлообработки, 14 — промышленности стройматериалов, 24 — отрасли производственной и социальной инфраструктуры, 4 — прочих отраслей.

В государственный реестр субъектов естественных монополий (республиканский уровень) включены 10 предприятий, оказывающих услуги по транспортировке нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам, 6 — услуги по электро-, тепло-, водоснабжению и водоотведению, 2 — услуги связи (РУП «Белтелеком» и «Белпочта»), 11 — работающих в сфере услуг, предоставляемых транспортными терминалами, аэропортами, железной дорогой, обслуживания и эксплуатации воздушных трасс сообщения, управления воздушным движением.

В последнее время в Беларуси вопросам монополизма стали уделять несколько больше внимания. Но спецификой этого явления в нашей стране является доминирование государственной собственности в предприятиях-монополистах. Так, в первом списке насчитывается 49 республиканских и коммунальных унитарных предприятий, а среди 86 ОАО и 6 ЗАО у многих доля государства является мажоритарной, а то и 100-процентной. Поэтому только после того, как исчезнет монополия государства на собственность, можно говорить всерьез об антимонопольных мерах вроде принудительной реорганизации хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, или запрета на продажу крупных пакетов акций предприятий-монополистов.

Между тем вступление Беларуси в Таможенный союз с Россией и Казахстаном должно изменить практику антимонопольного регулирования. При рассмотрении трансграничных нарушений придется оценивать условия конкуренции в границах ТС. А это потребует переоценки долей крупнейших компаний трех стран на рынках союза. Они должны уменьшиться, поскольку со снятием границ увеличивается территория обращения товаров. Решить эти вопросы должно Соглашение о единых правилах конкуренции в Таможенном союзе, которое будет подготовлено к 1.07.2011 г. С этого времени должно быть создано единое экономическое пространство. Детали этого документа сейчас обсуждаются тремя странами. Контроль на национальном уровне останется прежним, но если на определенном рынке товаров внутри ТС нужно будет определить доминирующего игрока, антимонопольные службы будут исходить из расчетов долей на территории трех стран.

Роман КУНИЦКИЙ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях