Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
05.07.2011 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

МОНИТОРИНГ ПОКАЖЕТ, ОБСЛЕДОВАНИЕ РАССКАЖЕТ

Одно из ключевых положений Директивы № 4 — придание контрольной (надзорной) деятельности предупредительного характера, переход к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности. Для достижения этой благой цели разработан проект указа Президента «О совершенствовании финансово-хозяйственного контроля и надзорной деятельности в Республике Беларусь», который с нового года должен сменить действующий Указ Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Практика применения Указа № 510 показала неэффективность попытки объединить вопросы регулирования контроля и надзора в одном документе. С одной стороны, он не полностью учитывает специфику контроля финансово-хозяйственной деятельности, а с другой — вопросы надзора в остальных сферах, который теряет оперативность. На это жалуются органы пожарного и строительного надзора и других структур, призванные предотвращать правонарушения, которые могут нанести вред жизни и здоровью людей, техногенные аварии и т.п. Плановые поверки, да еще и с предварительным уведомлением о них становятся бессмысленны: естественно, к приходу, скажем, пожарников обогреватели припрячут, аварийные выходы расчистят, а огнетушители вывесят. А потом до следующего визита, если предприятие не входит в высокую группу риска, можно несколько лет творить что угодно.

В проекте сделана попытка четко разделить контроль, т.е. совокупность мероприятий, проводимых контролирующими органами в отношении субъектов, подлежащих контролю, для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемой ими финансово-хозяйственной деятельности, и надзор — мероприятия, проводимые надзорными органами в отношении субъектов, подлежащих надзору, для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемой ими любой иной деятельности. Что из этого получится — покажет время, но идея вполне понятна.

Контроль по-прежнему будет осуществляться в основном как в форме плановых, так и внеплановых проверок, а надзор — в формах внеплановых проверок, обследований объектов и территорий субъектов. Кроме того, в обоих случаях возможен мониторинг. При этом контрольная деятельность будет включать только финансово-хозяйственный контроль за деятельностью субъектов хозяйствования. Ею займутся КГК, МНС, Фонд соцзащиты населения Минтруда и соцзащиты, Минфин, в т.ч. Департамент по ценным бумагам, Минэкономики с Департаментом ценовой политики, ГТК и их органы, а также местные исполнительные и распорядительные органы. Заметим, именно сами исполкомы и местные администрации, а не их структурные подразделения, что, по мнению авторов проекта, должно резко уменьшить число контролеров.

Все остальные госорганы и госорганизации, число которых в Указе № 510 составляет несколько десятков, переводятся в сферу надзора. Планируется, что в основном они будут заниматься мониторингом и обследованиями (внеплановые проверки должны применяться гораздо реже и исключительно «по поводу»). Точный перечень надзорных органов и сфер их надзорной деятельности поручается установить Совмину. Кстати, трудовое законодательство признано достойным только надзора.

Там посмотрим

В проекте создана правовая база для мониторинга, о котором столько говорили (и занимались) госорганы в последние полгода. Теперь определено, что мониторинг и (или) обследования — основные формы деятельности надзорных органов, носящие предупредительный и профилактический характер. При проведении мониторинга проверяющие имеют право при предъявлении ими служебного удостоверения входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты) субъекта (кроме жилых помещений и иных законных владений физических лиц, куда помимо или против их воли входить нельзя), но не могут использовать иные полномочия, предоставленные им и их должностным лицам для проведения проверок. Не уточняется, чем будут заниматься такие «гости» на территории субъекта. Видимо, только наблюдать за происходящим. Но и такое присутствие, наверное, положительно скажется на состоянии законности и правопорядка на отдельно взятом предприятии. Кроме того, мониторинг может осуществляться (возможно, непрерывно) по месту нахождения самого контролирующего или надзорного органа с использованием информационных систем (баз и банков данных) и иной информации, имеющейся в его распоряжении.

К тому же проверяющие смогут требовать и получать на безвозмездной основе от иных госорганов, других организаций, обладающих нужной информацией, необходимые для мониторинга сведения. Еще одна форма мониторинга — добровольное (на основе специального соглашения) предоставление субъектом удаленного доступа в режиме реального времени к своим информационным системам. Взамен субъект на период действия соглашения будет освобожден от плановых проверок.

Решения о проведении мониторинга должны приниматься руководителями контролирующих и надзорных органов или их заместителями и оформляться в порядке, установленном республиканскими органами госуправления, иными госорганизациями, подчиненными правительству, областными и Минским городским исполкомами для самих себя, своих структурных подразделений, а также их территориальных органов, подчиненных организаций.

При проведении обследований должностные лица надзорных органов также будут иметь право при предъявлении ими служебного удостоверения входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты) субъекта (исключение — те же жилые помещения и иные законные владения физических лиц). Они смогут также проводить осмотр объектов и территорий, отбор проб и образцов, исследования, испытания, измерения, экспертизы, требовать письменные и устные объяснения по возникающим в ходе обследования вопросам, требовать и получать от субъектов необходимые для проведения обследований документы (их копии). Обследования планируется осуществлять по графикам, утверждаемым руководителями надзорных органов или их заместителями, за исключением обследований, осуществляемых на основании заключенных с субъектами гражданско-правовых договоров, которые должны проводиться в соответствии с определенной в них периодичностью.

Последствия этих мероприятий весьма существенны. В случае установления в ходе обследования нарушений законодательства надзорный орган вправе вынести субъекту обязательное для соблюдения требование (предписание) об устранении этих нарушений в определенный срок. При этом ни ограничения деятельности субъекта, ни штрафов не будет. Однако, если в ходе обследований установлены нарушения законодательства, создающие угрозу жизни и здоровью населения или причинение экологического вреда, то уполномоченный надзорный орган вправе вынести предписание о приостановлении (запрете) деятельности субъекта или его техники. Продлеваться такой запрет будет исключительно по решению суда.

Если выявленные нарушения субъект не устранит в установленный срок либо не сообщит письменно о выполнении предписания, надзорный орган получит право назначить его проверку, применить ограничения деятельности или наложить административные взыскания. Так что обследование станет грозным оружием, дополняющим имеющиеся формы контроля. Заметим, что порядок проведения обследований должен быть отдельно урегулирован Совмином, на который также планируется возложить функции общего регулирования надзорной деятельности.

Кто не рискует

Один из самых спорных моментов Указа № 510 — критерии отнесения проверяемых субъектов к группам риска для назначения плановых проверок, от которых зависит периодичность визитов контролеров, — в проекте несколько изменен. В частности, сохранен (правда, в разделе «финансово-хозяйственная деятельноять независимо от вида деятельности») такой критерий высокой группы риска, как наличие в календарном году подтвержденного факта выплаты зарплаты, не начисленной в установленном порядке («в конвертах»). Заметим, что подтвердить этот факт можно лишь в случае проверки или как минимум — весьма тщательного мониторинга. Сохраняются здесь и такие критерии, как необеспечение финансовой устойчивости, включая устойчивый убыток в течение календарного года, а также невыполнение основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития. В нынешних условиях такой риск, влекущий ежегодную проверку, по-видимому, окажется весьма популярным.

Среди позитивных перемен — перенос из высокой в среднюю группу риска международных автомобильных грузоперевозок субъектов, допущенных к процедуре МДП. Этого права международные грузоперевозчики добивались давно, обещая властям самостоятельно наладить в своей «гильдии» порядок.

Порадует некоторые компании исключение из высокой и средней группы риска критериев, касающихся пожарной безопасности, строительной деятельности, электро- и теплобезопасности и некоторых других. Правда, чтобы это избавляло от частых проверок, не должно быть иных критериев высокого риска. Но таковыми в проекте по-прежнему остаются, к примеру, наиболее доходные виды торговли. К тому же проект не содержит ограничений на проведение надзорных мероприятий. Поэтому, например, строительным организациям, а также всем прочим, не оказавшимся в сфере действия проекта, скорее всего, можно ждать визитов контролеров с обследованием или мониторингом когда угодно. Если, конечно, правительство не создаст здесь систему сдержек.

Дело принципа

Основные принципы контрольной деятельности в проекте остались прежними. Это презумпция добросовестности и невиновности проверяемых, законность при осуществлении проверок, равенство прав и законных интересов всех проверяемых субъектов и ответственность контролирующих органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля. Декларируется, что проверяемый субъект считается невиновным, пока его виновность в совершении нарушения законодательства не будет доказана в предусмотренном законодательными актами порядке. Все сомнения в обоснованности вывода о недобросовестности и виновности проверяемого субъекта толкуются в его пользу. Проверки не должны нарушать производственно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов.

Остановка за малым: внедрить все это в жизнь, чтобы проверяющий не видел в своем «клиенте» заведомого, если не преступника, то источника пополнения бюджета штрафами, для сбора которых можно отринуть все сомнения и считать пригодными любые методы. Ведь соответствующая статья доходов в бюджете вряд ли исчезнет в ближайшие годы.

Александр ГАНАГО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений