$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Молоко с запахом нефти

04.01.2008

Мировой рынок накануне новых перемен. Движение цен на энергоресурсы так велико, что впереди структурные изменения. Сами товары и ресурсы постепенно будут менять векторы продаж и покупок. Относится это и к Беларуси. Притом что изменение потоков продаваемых товаров началось несколько лет назад, хотя мы не ставили перед собой новых геоэкономических целей. Так получилось. И ушедший 2007 г. только подтвердил новую ориентацию Беларуси на европейские страны.

Леонид ЗАИКО, экономический обозреватель «ЭГ»

Российский тарифный вызов не поменял внешних векторов Беларуси. Лидер покупок белорусской продукции — страны Европейского союза. Почти 44% стоимостного экспорта оплачивается ими. Цены на нефтепродукты высокие и растут. Просить инвестиции у них не надо, в косвенном виде мы их и получаем через механизм цен. Правда, больше получает Россия. Через нас. Такова геоэкономическая ситуация нынешнего времени.

С Россией — нашим главным источником сырья — мы торгуем на опасно высоком уровне дисбаланса. В 2007 г. россияне продали нам на 7 млрд. USD больше своих товаров и сырья.

В ушедшем году мы платили и экспортные пошлины за нефть, и оплачивали новые газовые тарифы. В итоге почти на 2 млрд. USD упали нефтяные доходы. К осени ввезли энергетических товаров на 900 млн. USD больше, чем продали аналогичной продукции. Чисто математическое явление? Нет, скорее экономико-политическое.

Наши продажи нефтепродуктов и иных энергетических товаров за рубеж составили почти 5 млрд. USD. Да, белорусские нефтепродукты пока продаются на внешних рынках. При 1-процентной рентабельности нефтепереработки. Есть ли смысл продолжать такую торговлю, исходить из советского тезиса «зарабатывать валюту любой ценой»? Да и как объяснить собственным гражданам, что нефтепереработка у нас «зависла»? Делаем вид, что так и надо. Российский бизнес нас подводит под приватизацию, сдачу генеральных позиций, мы вынуждены придумывать, что делать.

За первую половину прошлого года в рентабельности сравнялись молочная промышленность и нефтепереработка. Обе отрасли показывали 3,3% прибыльности. Переработка нефти стала почти нулевой по доходности. Молоко пошло вверх и достигло к сентябрю показателя в 7,7%. Что касается наших «продюсеров» бензина и мазута, то статистика стала умалчивать об их рентабельности. Тонкая материя эта нефть. Если рентабельность в системе Белкоопсоюза 1,4%, то это не вызывает отрицательных эмоций. А переработчики нефти? Их показатели следует называть. В научных и познавательных целях.

Оставим нефть и газ. Тема стала заезженной. Обращать все большее внимание следует на геоэкономику страны и региона. Сейчас для Беларуси существуют два важных центра принятия геоэкономических решений — Москва и ЕС. Кремль стал регулятором нашего энергетического напряжения. Нидерланды и Великобритания — главные опорные точки экспорта. Получения валютных доходов. Мы находимся, образно говоря, в клещах. Политические и экономические составляющие необычным образом переплелись, и в этом загадка ситуации. Россиянам нужен экспорт нефтепродуктов через Беларусь, но они хотят делать это без нас.

Пора интенсифицировать свои усилия на иранском и американском направлениях? Да, но это «другой» бизнес, новые схемы зарабатывания денег. Такие модели не дают ответа на вопросы энергетической геоэкономики Беларуси.

Доля стран СНГ в геоэкономическом пространстве Беларуси условна — на уровне 1/10 части белорусского экспорта. Конечно, мы можем увеличить поставки своих товаров и покупать у партнеров по СНГ. Но и перевозки, и конкуренция на рынках соседей не очень способствуют резкому приросту оборотов. Да и импортировать у них не так много шансов. Мы даже в советские годы не очень баловали себя таджикскими или казахскими товарами. Сырье покупали, но такой вариант сделок остался в прошлом.

То, что находится за пределами СНГ, является более подвижным и интересным. Именно на новых направлениях можно отрабатывать методы конкурентной борьбы на рынках Азии, Латинской Америки и Африки. Создавать новые брэнды, новые товары для тех, кто живет в условиях «промежуточных технологий». Это мы сможем сделать. Естественно, учитывая китайский великий поход в третий мир. С джинсами и велосипедами. Со стиральными машинами и телевизорами.

Хорошее начало есть. В минувшем году мы стартовали продажами молока и молочных продуктов в Египет, Саудовскую Аравию, Филиппины, Объединенные Арабские Эмираты. Не было такой практики до сих пор. Пойдут ли по этим тропинкам другие экспортеры? Потребители этих стран вполне созрели для нашей продукции. И телевизоры, и велосипеды, европейская одежда и обувь. С учетом маркетинговых особенностей наших потенциальных покупателей. Небольшими партиями и активными действиями.

Кто будет заниматься? Экономические службы посольств и белорусский малый бизнес. Откроем специальную программу содействия экспорту продукции малого бизнеса. Будем способствовать деятельности небольших торговых агентств. Частных и разворотливых. Под патронажем наших дипломатических миссий. Это и станет новыми товаропроводящими сетями. В будущее белорусского экспорта. В страны, которые стали для нас политическими партнерами. Экономическое присоединение — как геоэкономическая парадигма страны. Пора готовить новые экспортные плацдармы Беларуси. Таковы шансы мировой экономики именно для нас.